Посватался молодец к девушке, она согласна, его родители согласны, а что же матушка с батюшкой невесты? Они-то влюблённостью не опьянены, они-то счастья своей кровиночке хотят! От того на сватовстве рядятся они со сватами, дескать, дают несколько дней сроку и потом придут смотреть двор. Для чего? Так не в пустую же избу дочку отпускать, надо выяснить, где ей теперь жить и работать.
Родители жениха готовятся тщательно: все постройки, весь двор в порядок приводят, потому как во время осмотра гости в каждый угол заглянут, в каждую каморку. Бывали случаи, когда хозяева от усердия занимали у односельчан рабочий инвентарь, меняли коней на “покрасивее”, отсыпали в амбар зерна у соседей. Лишь бы понравился жених, а уж что “овцы давно съедены, ковры молью проедены, бриллианты фальшивые, скакуны паршивые” - это дело десятое. Но это редкость, чаще всего, смотр двора происходил на третий день после сватовства и хозяева успевали сделать мелкий ремонт, навести порядок, да и ждать будущих родственников. Никаких тут сложностей не случалось.
К XIX веку эта традиция утрачивала своё сильное влияние, смотреть двор ехали тогда, когда с женихом не были знакомы, например, был он родом из другой деревни. Тогда останавливались у кого-то из знакомых и потом уже шли в дом. По обычаю, не раздевались, чаще всего молились вместе, и отправлялись оценивать хозяйство. Если всё по нраву - тут родители жениха давай стол накрывать, где обсуждали уже следующие тонкости и даты свадьбы, бывало, что сразу “пропивали” невесту (но вы не подумайте, это обряд такой), обговаривали приданое, обсуждали обручение - словом, происходило досватывание.
Редко где (в западной части России) происходил такой же смотр хозяйства невесты. Молодым, конечно, не жить в этом доме, но осмотреть двор стоило, чтоб понять, действительно ли невеста ровня жениху. Тут же заодно можно и приготовленные подарки увидеть. Нередко такой смотр совпадал со смотринами невесты - раз все всем довольны и обо всём договорились.
Невесту положено было облачить в самый лучший наряд. Чаще всего для этого приглашали лучшую подругу или ещё какую помощницу. Сваты приезжали, садились за стол, или же стояли подле него и после томительного ожидания (негоже сразу девушку выводить, пусть помучаются), показывали красавицу. Сопровождала её подруга, а в некоторых губерниях шли на хитрый ход: вместе с молодой выходила дряхлая старушка, дабы оттенить красоту избранницы. Чаще всего показывали невесту быстро и тут же уводили, изредка просили показать ещё разок. Но случалось и такое, что невесту испытывали: давали ей разные задания. В Вятской губернии она и пряла, и шила, и ещё каким рукоделием хвасталась, а сваты непременно проверяли качество работы. В Казанском уезде просили совершить работу по дому: тут самовар поставить, тут поднять за свахой уроненную иголку, тут угощения поднести, тут крючком связать. Случалось, что и руками щупали - годится ли девка для тяжёлых работ? И ничего зазорного в том не было, жизнь у крестьян трудная, лишний рот кормить накладно. Работящую надо.
А заканчивались смотрины раздельным совещанием сторон. Невеста с родителями в избе, жених с роднёй, друзьями, сватами в сенях. Бывало, что молодому человеку до того барышня нравилась, что он шапку в доме оставлял, мол, вернусь точно, не переубедит меня никто, намерения серьёзные! А бывало, что на этом этапе и отказывался кто-то. Старались, конечно, мирно, без обид, тонкое дело эта женитьба. Жарко всё это обсуждали, случалось и в избу вернуться, ещё что с невестой прояснить, лишний раз её оглядеть, и снова обсуждать с прежним пылом.
Но уж если решили - то следующий этап: сговор. Для экономии времени совершали его прям здесь же, в доме невесты. А чего тянуть? Молодые согласны, родителей и родню всё устраивает, самое время для окончательного решения материальных вопросов. И давай гудеть обо всём! О приданом, о том, что жених на свадьбу даёт, да кроме всего прочего: а сопроводят ли родители невесту пропитанием до нового урожая? В этом-то доме на неё не рассчитано. Важно было решить, кому, когда и какие подарки будут жених с невестой вручать, готовы ли они. Если с этим разобрались, так теперь всю хронологию обсуждать надо: когда жениху за гостинцами приезжать, когда подругам невесты приходить к жениху за рубашкой, веником и мылом (им же в бане обрядово мыться предстоит), когда девичник устраивать. Это всё приятные хлопоты, но случалось такое, что родители напрочь ругались за каждый рубль, не уступая будущим родственникам. Были свадьбы, которые расстроились из-за 10, а то и 5 рублей! Все баталии проходили в сенях, если там согласие достигнуто, снова садились за стол. И так, шаг за шагом приближалась свадьба.
Самое время было спросить финально у молодых: ну что, после улаживания всех материальных и организационных вопросов они всё ещё хотят жениться? Не остыли, не раздумали? Родители то сами не передумали?
Коли да - то дело за рукобитием! И тут тоже свои правила, как обычно.
Источники:
Н. В. Зорин “Русский свадебный ритуал”
А. В. Гура “Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика”