Воцарение Шуйского (1606—1610).
Смелый обличитель самозванца, глава народного восстания, князь из рода Рюрика, второй боярин в Думе, мог ли Василий Иванович Шуйский оставаться простым царедворцем? В то время первым боярином был князь Федор Мстиславский — добродушный, честный, мужественный, смиренный и благоразумный человек, который не хотел слышать о державном сане и говорил друзьям: «Если меня изберут в цари, то немедленно пойду в монахи».
19 мая 1606 г., во втором часу дня, звуки литавр, труб и колоколов возвестили столице о восшествии на русский престол нового царя. Бояре и знатнейшее дворянство вывели князя Василия Шуйского из Кремля на Лобное место, где его приветствовал народ. Василий Шуйский, подобно Борису Годунову, хотел казаться скромным и предложил, чтобы высшее духовенство прежде всего избрало архипастыря для церкви вместо лжепатриарха Игнатия. Новым патриархом стал митрополит Казанский Гермоген.
Москву расчистили от трупов. Труп самозванца, который три дня был предметом любопытства и надругательства на площади, вывезли и схоронили за Серпуховскими воротами, около большой дороги.
С 18 по 25 мая в Москве стояли холода. Эти причуды природы приписали самозванцу. Его тело выкопали, сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили из пушки в ту сторону, откуда самозванец пришел в Москву за славой.
Василий Иванович Шуйский происходил в восьмом колене от Дмитрия Суздальского, спорившего с Дмитрием Донским о великом княжении, был внуком Андрея Шуйского, казненного во времена юности Ивана Грозного, и сыном Ивана — боярина-воеводы, убитого шведами в 1573 г. под стенами замка Лоде.
Новый царь хотел отечеству добра, а россиянам — благоденствия. Василий Иванович дал клятву народу, но вместо признательности многие знатные и незнатные люди напомнили Шуйскому правило, установленное великим князем Иваном III, что не государь дает народу клятву, а народ — государю.
Отменив нововведения Лжедмитрия и восстановив Боярскую думу, Василий Шуйский спешил известить всю Россию о своем воцарении. В храмах читали грамоты от бояр, царицы-инокини Марфы и Василия Ивановича.
1 июня 1606 г. совершилось царское венчание Василия Шуйского в храме Успения. Но в столице царило уныние. Не было ни милостей, ни пиров, начались опалы. Многих сановников и бояр, не угодных царю, выслали на службу в дальние города. У большинства из них отобрали поместья, чем царь Василий сразу нарушил данный им обет и вызвал неудовольствие. Шуйский приказал перенести тело царевича Дмитрия из Углича в Москву.
Поход Болотникова на Москву и осада Калуги. Столица утихла до времени, но в большей части государства уже полыхало восстание. Появился новый Лжедмитрий. Нашлись у него и покровители. Первым из них оказался князь Григорий Шаховской, воевода Путивля, бывший любимец Лжедмитрия I.
Шаховской собрал жителей города и объявил, что московские изменники убили не Дмитрия, а какого-то немца. Якобы настоящий сын царя Ивана Васильевича скрывается в Северской земле, а Василий Шуйский готовит Путивлю и всей Украине гибель. Народ не усомнился в искренности речи Шаховского — и восстал. Казалось, что все города Южной России ждали этого сигнала. Волнения охватили Моравск, Чернигов, Стародуб, Новгород-Северский, Белгород, Борисов, Оскол, Трубчевск, Кромы, Ливны, Елец.
Новый самозванец нисколько не походил на Отрепьева. Говорили, что под именем Дмитрия скрывается дворянин Михаил Молчанов, за какую-то провинность сеченный кнутом во времена царя Бориса Годунова; другие считали, что это якобы дворянин Андрей Нагой. Но настоящее имя его неизвестно.
1606—1607
Восстание И. Болотникова
Василий Шуйский приказал войскам подойти к Ельцу и Кромам. Но организованные в отряды восставшие сумели разогнать войска Шуйского. Во главе мятежников стоял Иван Болотников, согласно наиболее распространенной версии в свое время взятый в плен татарами, проданный затем туркам, работавший у них гребцом на галерах. Освободившись из плена, он оказался в Венеции, откуда пробрался в Польшу.
Орел, Мценск, Тула, Калуга, Венев, Кашира, все рязанские земли поддержали бунтовщиков. Избрали руководителей. Ими оказались боярский сын Истома Пашков, бывший воевода из Рязани Григорий Сунбулов (Сумбулов) и дворянин Прокопий Ляпунов.
Волнения начались и в других городах: Смоленске, Дорогобуже, Вязьме, Ржеве, Зубцове, Старице. Болотников, Пашков, Ляпунов взяли и опустошили Коломну и расположились под Москвой. Они объявили о свержении Шуйского. Посылали грамоты москвичам, духовенству, дворянству, народу. Столица была окружена мятежниками. Болотников со своим войском укрепился в Коломенском. Начались решающие сражения. Молодой 26-летний воевода князь Михаил Скопин-Шуйский победил мятежников. Было взято столько пленников, что они не смогли поместиться во всех темницах Москвы. Однако Болотников скрылся из Коломенского и думал остановиться в Серпухове, но его туда не впустили. Он засел в Калуге и укрепил город глубокими рвами и валом. Беглецов-мятежников собралось тысяч десять.
Так наступил 1607 год. Болотников мужественно защищался в Калуге. Неудачная осада города длилась уже четыре месяца и завершилась поражением царских войск.
Новый самозванец и осада Тулы. Снова закачался трон под Василием Шуйским, но царь не терял самообладания. Болотникова предали анафеме. В мае 1607 г. Василий сам сел на коня и возглавил поход против восставших, центром которых стала Тула. В Туле, куда двинулся царь во главе 100-тысячного войска, находились соединенные силы Болотникова и Илейки Муромца, утверждавшего, что он является сыном царя Федора Ивановича.
Царские войска победили мятежников под Каширой, выбили их из Алексина и пошли к Туле, где засели 20 тыс. человек. Началась осада города, медленная и кровопролитная.
Весной 1607 г. в пределах Белоруссии появился новый самозваный царевич Дмитрий. В августе этот Лжедмитрий II появился в Стародубе. Вместе с ним был московский подьячий Александр Рукин, который объявил народу, что царь уже с ними, и указал на самозванца. Ударили в колокола, пели молебны, восхваляли Лжедмитрия II.
Путивль, Чернигов, Новгород-Северский, едва услышав о прибытии нового царевича Дмитрия, поспешили выставить воинов в его поддержку. Казачий атаман Заруцкий, бывший соратником Отрепьева, теперь признал нового самозванца. Лжедмитрия поддержали и поляки.
Василий Шуйский, узнав о появлении нового самозванца, отрядил на борьбу с ним воевод. Царские воеводы, однако, не смогли противостоять полякам и вынуждены были отступить.
Самозванец пошел к Туле. А тем временем этот город окружили царские войска и попытались силой одолеть мятежников. По предложению боярского сына из Мурома Кровкова на реке Упе построили плотину и затопили все улицы Тулы. Осажденные не выдержали и пошли на переговоры с Шуйским.
Болотников явился вооруженным с головы до ног. Перед царским шатром он слез с коня, обнажил саблю и в знак примирения приложил ее к своей шее, а затем склонился у ног Василия Ивановича. Самозванца Илейку повесили на Серпуховской дороге. Болотникова и других атаманов-мятежников отправили в Каргополь, где тайно утопили.
#царь #шуйский #болотников #восстание болотникова #история