В 1929 году американский авиатор и полярный исследователь Ричард Ивлин Бэрд (Richard Evelyn Byrd) первым в истории пролетел над Южным полюсом.
Его полярная карьера началась в 1924 году, когда он участвовал в экспедиции на запад Гренландии. В последующие годы он руководил крупными антарктическими экспедициями (1928—1930, 1933—1935, 1939—1941 и 1946—1947), в ходе которых были открыты и обследованы обширные районы Белого материка.
В 1929 году на побережье Антарктиды им была основана база "Little America". Бэрд дал название ряду районов Антарктиды (к примеру, Земля Мэри Бэрд).
Во время этой второй экспедиции зимой 1934 года Ричард Бэрд провёл в одиночестве на метеорологической станции «Advance Base», которая располагалась в 196 километрах от станции «Little America II». Трудно представить, насколько это было тяжело и физически, и морально. Вокруг белая пустыня. Столбик термометра опускается до — 50-60 С°. А Бэрд провел в изоляции целых 5 месяцев, когда полярники со станции «Литтл Америка II», державшие с ним радиосвязь, заметили, что с Бэрдом не все ладно. Сразу же был выслан транспорт с врачом. Как выяснилось, его отравлял угарный газ от плохо работавшей печки, также его здоровье было подорвано регулярным переохлаждением.
Восстановившись после лечения, Бэрд принял участие в третьей антарктической экспедиции США 1939–1941 годов. В этой экспедиции был впервые применен Antarctic Snow Cruiser - огромный вездеход, длина которого составляла 17 метров. Высота дорожного просвета – от 3,7 до 5 метров (регулировалась). Ширина – 6,06 метра. Эту машину можно было использовать в качестве жилья для членов экипажа - внутри разместились каюты. Также были предусмотрены разные отсеки: комната управления, комната для хранения продуктов, помещение для хранения топлива, кухня и подсобное помещение. Изначально планировалось, что экипаж пересечет Антарктиду, дважды побывав на полюсе. Запасов топлива должно было хватить. Но в итоге вездеход смог проехать за две недели всего 148 км. Затем было принято решение остановить движение. Из-за начала Второй мировой войны экспедиция приостановила свою работу, а гигантская машина была брошена в Антарктиде.
В 1946-1947 годах Бёрд в четвертый раз возглавил антарктическую экспедицию, которая получила название Highjump («Высокий прыжок»). Эта была самая масштабная экспедиция, к тому же финансировалась ВМС США. Экспедиция состояла из 13 кораблей, включая авианосец, субмарину, эсминцы, ледоколы, танкеры, 7 вертолетов и 18 самолетов. Главным научным достижением этой экспедиции стали почти 70 тыс. аэрофотоснимков побережья и внутренних районов Антарктиды. Но резкое свертывание работ в феврале 1947 г. и засекреченность «Высокого прыжка» породили массу слухов.
Именем Бэрда названы американская антарктическая научная станция и Американский национальный центр полярных исследований.
Если Вам интересна история открытия и освоения Антарктиды, то рекомендуем к прочтению книгу Никиты Кузнецова, вышедшую в издательстве «Паулсен» - «Русская Антарктика. 200 лет. История в иллюстрациях».
Об удивительной Антарктике рассказывает еще одна книга, вышедшая в издательстве "Паулсен" - «Вокруг Антарктиды». Это дневник полярной экспедиции, стартовавшей 20 декабря 2016 года. Антарктическая кругосветная экспедиция (Antarctic Circumnavigation Expedition, АCE) объединила учёных из разных стран мира и разных областей науки в их стремлении больше узнать о современном состоянии океана, атмосферы, флоры и фауны Антарктики. Книга "Вокруг Антарктиды", посвящённая АСЕ, вышла на английском и французском языках, а сейчас увидела свет и в России. Познакомиться с книгой, читать ее фрагмент, а также заказать издание можно на сайте издательства.