Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский
Что ожидает нас за гробом? Какая там жизнь? Приоткроем завесу будущего — это всегда интересовало человеческую мысль. Но самое лучшее, ясное и верное освещение этих вопросов дает христианская вера.
По христианскому учению, смерть разрушает наше тело, а душа остается бессмертной. Физиология говорит, что телесный организм через каждые семь-восемь лет совершенно обновляется. А душа? Она неразложима. Мне сорок лет, от детского и юношеского тела у меня ничего не сохранилось, но я тот же, сознаю себя ребенком, юношей, мужем. Тело у меня не такое, как восемь лет тому назад, а душа одна и та же. И когда придет смерть, она отнимет у меня только тело, но душа останется вечно.
В загробной жизни настанет другое существование, отличное от земного. Для одних это будет вечное блаженство, для других — вечное мучение. Блаженство праведников будет в освобождении от всех печалей, забот, огорчений, которыми так полна наша земная жизнь. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся (Ис. 35, 10). И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр. 7, 16-17).
Главная радость христиан будет в вечном общении с Христом Богом. Мы стремимся ко всему чистому, прекрасному, святому. На земле часто впадаем в грех, но грех, столь заманчивый вначале, становится противен, так что, увидя святыню, мы тотчас и неудержимо тянемся к ней. В загробной жизни мы узрим Христа Спасителя в Его неизреченной красоте и будем наслаждаться Его пречистым ликом и познанием Его (Ин. 17, 3; Пс. 16, 15).
Не все праведники одинаково будут радоваться: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15, 41).
Но зависти там не окажется, так что верующие будут ликовать в той мере, на какую способно их существо. Вот сосуды разной емкости: все они наполнены драгоценной жидкостью до края. Так воздаст Господь и всем любящим Его (Лк. 6, 38).
Вечные мучения будут состоять в удалении от Солнца правды, Христа Бога нашего. Отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7, 23). Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 41, 46). Нечестивые будут в общении с диаволом и слугами его, полными злобы, ненависти, тоски, отчаяния. Представьте себе, что вы попали в среду людей, потерявших стыд, совесть, Бога,— какое это мучение! Но и в мучениях будут степени тяжелее и легче. Спаситель говорит: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда,, нежели вам (Мф. 11, 21-22).
Современники Спасителя, видевшие чудеса Господа и не уверовавшие в Него, будут терпеть больше страданий, чем язычники, не слыхавшие о Нем. Так теперешние неверующие и отступники от Православной Церкви будут мучиться ужасно и вечно, в отличие от не знавших ничего о православной христианской вере.
Но неужели будут лишены Царства Небесного те, кто о Нем даже не слыхал? Сам Спаситель сказал: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Отдадим на милость Божию всех нехристиан. Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф. 16, 27). И младенцы некрещеные не наследуют Царства Божия, как разъясняет святой Григорий Богослов. Поэтому тяжко грешат те матери-христианки, которые откладывают крещение своих маленьких детей. Поэтому побуждением всех друзей человечества должно быть — со всем усердием заботиться о распространении христианской веры.
Много скрыто от очей наших в этой жизни. Мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу (1 Кор. 13, 12). Поэтому не следует проявлять особого любопытства относительно загробной жизни. Достаточно того, что нам открыто о будущей жизни, чтобы получить вечное блаженство небесное, которого да удостоит всех нас милосердный Христос Бог наш!
Священномученик Онуфрий (Гагалюк; 1889 - 1938), архиепископ Курский. Творения. Т. II. Тверь 2005