Найти тему

Изначальная осознанность. Доскональное исследование сознания общей основы и психики.

Изначальная осознанность выходит за пределы всех концепций, включая субъект и объект, существование и не-существование. Она находится вне времени и является «нерождённой» с точки зрения относительной вселенной, которую мы определяем как «существование». Она является источником спонтанного проявления добродетелей, таких как сострадание, созидание и мудрость. Полная реализация изначальной осознанности — это достижение неограниченной свободы, это просветление, это окончательная победа. Это наивысшая цель йоги сновидений и любой другой подлинной буддийской практики.

Сознание общей основы сильно обусловлено — это хранилище внутренних склонностей и кармических предрасположенностей. Это основа сансары. Изначальная осознанность, напротив, символизирует полную свободу от всех этих беспокоящих ментальных факторов. Изначальная осознанность, или, другими словами, абсолютная бодхичитта, нераздельна с относительной бодхичиттой — желанием достичь состояния будды для того, чтобы привести всех других живых существ[35] к просветлению. В традиции махаяны[36] практика относительной бодхичитты приводит к постепенному развитию любви и сострадания ко всем живым существам. Это развитие происходит благодаря тренировке, которая заключается в том, чтобы для начала научиться воспринимать ценность других живых существ как равную собственной ценности (большой шаг к преодолению нашей обычной склонности к эгоцентризму), а затем и научиться воспринимать ценность общности всех других живых существ выше, чем собственную ценность: Тогда наши усилия направляются на то, чтобы, осознав страдания других живых существ, а также их потенциал быть счастливыми, сделать всё возможное для того, чтобы помочь им. Эта тренировка полностью основана на концепциях. Однако благодаря реализации изначальной осознанности великое сострадание и относительная бодхичитта (стремление достичь полного просветления для пользы всех живых существ) возникают сами по себе — спонтанно. Для того чтобы обнаружить относительную бодхичитту, вам не нужно искать её где-то вовне — за пределами абсолютной бодхичитты.