Найти в Дзене

Славянские государства средневековья. Южные и западные славяне VII-XI веков.

На севере за Балканами, по Дунаю, начинаются ровные широкие степи, прилегающие к черноморским и прикаспийским равнинам. По этим обширным пространствам передвигались славянские племена. Поселения славян доходили на севере и западе до Эльбы и Балтийского моря, на востоке - до современной Средней России. По месту расселения славяне разделились на южных - на Балканском полуострове (сербов, хорватов, придунайских славян, получивших имя болгар); западных - по Эльбе, Карпатам и Висле (чехо-моравов, поляков) и восточных (русских, белорусов, украинцев). Уже античные источники (Тацит - в I в. н. э., Птолемей - во II в. н. э.) упоминают о славянах под общим названием венедов. В дальнейшем это наименование прочнее сохранилось на Западе, в то время как в пределах Восточной Римской, а затем Византийской империи очень быстро распространилось другое название - славяне, о чем свидетельствуют сочинения Прокопия Кесарийского, Иордана, Иоанна Эфесского, Феофилакта Симокатты и др. При этом необходимо от

На севере за Балканами, по Дунаю, начинаются ровные широкие степи, прилегающие к черноморским и прикаспийским равнинам. По этим обширным пространствам передвигались славянские племена. Поселения славян доходили на севере и западе до Эльбы и Балтийского моря, на востоке - до современной Средней России. По месту расселения славяне разделились на южных - на Балканском полуострове (сербов, хорватов, придунайских славян, получивших имя болгар); западных - по Эльбе, Карпатам и Висле (чехо-моравов, поляков) и восточных (русских, белорусов, украинцев).

Уже античные источники (Тацит - в I в. н. э., Птолемей - во II в. н. э.) упоминают о славянах под общим названием венедов. В дальнейшем это наименование прочнее сохранилось на Западе, в то время как в пределах Восточной Римской, а затем Византийской империи очень быстро распространилось другое название - славяне, о чем свидетельствуют сочинения Прокопия Кесарийского, Иордана, Иоанна Эфесского, Феофилакта Симокатты и др. При этом необходимо отметить, что позднеантичная и раннесредневековая византийская традиции дают все основания полагать, что уже в то время на юго-востоке Европы означали некую широкую этническую общность, охватывающую множество более мелких этнических единиц. Особенно важны в этом отношении сведения жившего в Византии готского историка Иордана. Определяя положение поселений венедов, которых он помещает к востоку от Вислы, Иордан замечает:" Хотя их (венедов) наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же они преимущественно называются славянами и антами". В другом месте своего труда историк вновь возвращается к венедам, подчеркивая общность их происхождения:"Эти (венеды)...происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венедов, антов, склавинов".

Историки, жившие в Византийской империи, оставили много свидетельств о славянах и, в частности, о передвижениях славян и смене названий.

Вслед за Иоарданом Прокопий из Кесарии писал: "Большинство из них были гунны, славяне и анты, которые имеют свои жилища по ту сторону реки Дуная, недалеко от его берега". Речь идет о левом береге Дуная. И в другом месте:"Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только Бог, творец молний, является владыкой над всеми и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды".

Автор первой польской хроники Галл Аноним описывает области расселения славян:"Земля славянская...тянется от сарматов, которые называются и гетами, до Дании и Саксонии, от Фракии через Венгрию, некогда захваченную гуннами, называемыми также венграми, спускаясь через Каринтию, кончается у Баварии, на юге же возле Средиземного моря, отклонившись от Эпира, через Далмацию, Хорватию и Истрию ограничена пределами Адриатического моря и отделяется от Италии там, где находятся Венеция и Аквилея".

Аналогичное понятие о славянской общности сложилось и на Западе, в пределах Франкской, а впоследствии и Немецкой империи, где постепенно в течение VII - IX веков тоже получило более широкое распространение название "славяне", оттесняя старое "венеды". Может быть, лучшим доказательством тому могут служить свидетельства биографа Карла Великого Эйнхарда, знавшего, что под славянами подразумеваются многие народы, различающиеся между собой обычаями и образом жизни.