Ноябрь будет богат на познавательные факты о Достоевском, его жизни, здоровье, творчестве и вкладе в культуру. А если перед погружением в водоворот новой информации обратиться к своей памяти? Что мы на самом деле помним о «великом русском...»?
Давайте остановимся и задумаемся.
Кроме громких и общественно одобряемых слов про вклад и ценность, какая информация о Федоре Михайловиче запомнилась именно вам? Что тронуло вашу душу? Что заставило вас плеваться ядом или купить очередную книгу?
Как по мне, это и есть самый ценный, искренний и добротный способ отпраздновать День рождения — вспомнить личные истории об имениннике. Это ваш опыт и о нем вы можете говорить уверенно и с удовольствием, даже не зная в каком году родился Достоевский.
Давайте в качестве тренировки перед «походом к доске» обсудим его вместе. У меня по поводу Федора Михайловича обнаружилось 5 тем для разговора. Пройдясь по ним заранее и собрав свои впечатления, вы сможете с комфортом обсудить именинника в любой компании.
Представьте на секунду, что здесь пространство, полностью свободное от оценочных суждений. Можно любить, ненавидеть или быть безразличным к чему угодно. Как вам Достоевский? И что вы о нем знаете?
1. Неприкрытое обожание
От Достоевского тащатся в Америке, Германии и Великобритании. Абсолютно иррационально все случайно подслушанные или инициированные мной разговоры о литературе сводятся к двум персонам — Tolstoy and Dostoevsky. Они изменили литературу. Их ставят на один уровень с Шекспиром по вкладу в мировую культуру. Их боготворят.
Задаю резонный вопрос «Почему?!». Ответ в среднем состоит из восхищенного пересказа сюжета какой-то книги с академическим описанием сочных деталей. Обычно это «Анна Каренина» и «Идиот», но иногда везет послушать и про «Преступление и наказание». Уточнять дальше смысла нет, потому что «вклад в мировую культуру» для меня понятие супер-абстрактное. А значит и ответ я скорее всего не распознаю.
Есть еще одна связанная с этим мысль — такой феномен может быть объединенной заслугой как таланта автора, так и таланта переводчика. Если вы никогда не задумывались над склонением смыслов в момент перевода текста на новый язык... ну, теперь вы об этом знаете.
2. Что написал, навскидку...
Здесь я усиленно призываю не стыдить самого себя. Школьник одиннадцатого класса обязан знать все произведения русских классиков, чтобы сдать ЕГЭ. Но. Мы то с вами по этому поводу беззаботные люди. Так что не обязаны.
Я человек читающий по любви и не играю в сферического интеллигента в вакууме. Чего и вам желаю на самом деле. Вроде здоровая такая позиция.
Итак, что в моей памяти из произведений. Первым делом конечно «Преступление и наказание». «Бесы», Братья... «Идиота» пришлось проверять в интернете - почему-то собиралась отдать его Толстому. Больше не приходит на ум, но если увижу список, то точно вспомню - читала что-то еще.
Если вопрос о произведениях ставит вас в тупик — переведите его на собеседника. Попросите обзорную экскурсию по библиографии. Скорее всего какое-то из названий спровоцирует у вас воспоминания о прочитанной книге. Поздравляю, теперь вы готовы к обсуждению.
3. Желтые шторы. Сны о мертвых лошадях. Маленькие люди.
Вспоминаем о прочитанных книгах. Что приходит на ум первым? Есть какое-то яркие эмоции? Иногда здорово заглядывать в свой читательский дневник и понимать какие темы волновали тогда и как это изменилось. Настоящая капсула времени! Но сейчас можно и просто из головы. Давайте на примере:
Преступление и...
По какой-то загадочной причине в школьной программе жизненно необходимо знать что какого цвета и почему. Тот самый «достоевский желтый» преследовал меня как концепт безумия довольно долго.
Сюжет я помню в кратком пересказе — нищий студент и старушка, накал страстей, развязка. Но при этом меня не оставляет фантомное воспоминание о какой-то девушке, шляниях по улицам, полицейском, который все знает но молчит... Помню что первое время мне было интересно. Ощущение как от триллера или Дойля. А потом началась какая-то метафорическая потусторонняя вакханалия. В том возрасте, в котором я читала - сакральное значение умирающей лошади во сне было для меня максимально неинтересной темой для размышлений.
Бесы
Про сюжет бесов в памяти не осталось ничего конкретного, кроме ощущения, что они мне понравились. Причем понравились как бы навырост. Было в них что-то из интересных и сложных мыслей, которые обдумываешь сами по себе какое-то время.
Братья Карамазовы
В школе не проходили. Возможно это и славно. Братья нравятся моей маме и когда токсикоз от русской литературы в школьной программе прошёл (это где-то годам к двадцати трем), я решила почитать их.
Меня хватило страниц на двадцать... в общем, на ту часть, где разворачивалась первая сцена. Этого было достаточно, чтобы понять - книга не для меня. Я эмоционально не могу выносить истории, в которых жалкие персонажи всю дорогу попадают в зверски унизительные ситуации, приправленные безысходностью. А это была как раз книга, обещавшая все вышеперечисленное в кубе. Так что мы с ней распрощались знакомцами.
А как у вас с впечатлениями? В любой непонятной ситуации ориентируйтесь на то, что помните. Если ваш собеседник запомнил о произведении совершенно другие детали — это повод обсудить как такое могло произойти. Возможно, вы узнаете что-то любопытное о человеке напротив благодаря Федору Михайловичу.
4. Весь из себя
Есть еще одна любопытная деталь. Важно ли как выглядел писатель? Иногда, для общего кругозора — да. Чтобы узнавать бетонные профили на зданиях школ — тоже да. Так что стоит глянуть при случае кто на кого похож. Если вы сильны в визуальном - это ваш козырь! Расскажите об интересных чертах и совпадениях. Кто, кого и когда рисовал, как одевал, зачем это было нужно.
Я помню всего один портрет Достоевского, с которого сделано очень много стилизаций. Мне он запомнился примерно так: сухонький мужчина в годах с жидковатой бородкой на густом грустно-зеленом фоне в стандартном коричневом чем-то... про руки не помню, зато помню тоскливо-смиренный взгляд. Можете погуглить из любопытства. Не знаю, похоже ли.
5. Байки и отсылки
Довольно странная мысль на самом деле - я вот не помню ни одной классной истории про Достоевского. Никаких исторических баек, мистических случаев, интересных эпизодов.
Лучшее что я читала про Достоевского за последнее время это пожалуй «Хармсиниада» Алексея Никитина издательства Бумкнига.
Знаменитые комиксы из жизни писателей по анекдотам Даниила Хармса и местами самого Алексея Никитина. Здорово развивают эмпатию к классикам, содержат тонкий и актуальный юмор, поддерживают интерес к истории литературы. Можно глянуть туда в поисках забавных историй.
Если помните что-то любопытное из жизни Фёдора Михайловича или хотите поделиться своими открытиями — жду в комментариях.
Помните — вы интересный человек и вам есть что рассказать!
Спасибо, что дочитали.
Будьте бережны к книгам и себе,
Ксюша ♥