Как появился современный Шахтерск , кто его основал и как российские промышленники развивали Донбасс.
Город , в котором я родился и живу - Шахтерск. Поэтому , сегодня хотелось бы возвратиться к истории родного города , вспомнить тех людей , благодаря которым он возник , развивался и рос.
Немного о городе :
Шахтёрск расположен в восточной части Донецкой области. Граничит с Торезом, Зугрэсом, Кировским.
Территория - 50990 кв. км . В его состав вошли поселки Сердитое, Стожковское, Контарное, Ольховчик, Алексеево-Орловка, Московское, более мелкие населённые пункты - Горное, Виктория, Дорофиенко, Заречное, Кищенко, Дубовое, Лобановка, Буруцкий, Винницкое, Чумаки.
Территория города пересекается с запада на восток автомобильной дорогой - Донецк - Луганск - Ростов-на-Дону. В городской черте железнодорожная станция Постникове Расстояние до областного - 60 километров.
Город расположен на южных склонах Донецкого кряжа с ярко выраженными холмистыми равнинами, приподнятыми над уровнем моря на 200 в. Это позволяет ему иметь статус одной из самых высоких его точек. Топливные ресурсы представлены большими запасами каменного угля, широко распространены песчаники.
По территории нынешнего Шахтерска, как и по всей Донецкой области, кочевали в период эпохи Великого переселения народов аланы, болгары, анты, хазары, печенеги, торки, половцы, другие кочевники. До XV века она была под властью Золотой Орды. Монголо-татары надолго задержали экономическое и культурное развитие. Земли края обезлюдели, стали Диким полем, по просторам которого кочевала Ногайская Орда.
В начале XVIII века Петр I своим указом повелел селить "казачьи городки" на пустопорожних местах - между Днепром и Доном. Помимо служивых людей сюда усилился приток крестьян, убегавших от помещичьей кабалы. В 1721 году посланный царем рудознатец Григорий Капустин открыл залежи угля.
После того, как при Петре I Россия завоевала прочное положение в Прибалтике и на Азовском море, будущий первый российский император занялся вопросом поиском месторождений каменного угля на юге страны – тем более, что вопрос о замене древесного угля, применявшегося для металлургических целей, становился особенно важным в связи с беспощадным истреблением лесов в районах уральских и подмосковных заводов. Некоторые заводы были уже тогда остановлены из-за того, что вокруг них были вырублены леса, породы которых пошли на выжигание угля.
В 1721 году по указу Петра была организована первая государственная экспедиция по разведке недр Донецкого бассейна. Её возглавил подьячий Григорий Капустин. Посылая на Дон, в малообследованные и малообжитые края, начальник команды рудознатцев, Василий Лодыгин доверил Капустину очень важное государственное дело. Начальник команды неслучайно остановился на кандидатуре кинишемского подьячего. За 7 лет работы в команде горноразведчиков Григорий Капустин показал себя не только опытным рудознатцем, но и умным и инициативным человеком. В конце 1721 года, Григорий Капустин находит вдоль течения реки Кундручьей (приток Дона) месторождение каменного угля. В начале 1722 года, возвратясь в Москву, он докладывает Лодыгину о своей поездке и результатах геологических разведок. После того, как Лодыгин донес Берг-коллегии о находке, Пётр I издал указ: «На Дон, в Казачьи городки и в Оленьи горы, да в Воронежскую губернию, под село Белогорье, для копания каменного угля и руд, которые объявил подьячий Капустин, из Берг-коллегии послать нарочного, и в тех местах, того каменного уголья и руд в глубину копать сажени на три и больше и, накопав пуд по пяти, привезть в Берг-коллегию и опробовать. И в оном компании руд и уголья, о воспоможении к губернатору Измайлову послать указ».
К этому времени относится основание сегодняшнего нашего города. Через территорию края проходил Чумацкий шлях, или "соляной путь", вдоль берегов рек Кальмиус, Миус, Волчьей, в том числе и через Харцызск, Дмитровку, Чистякове Земля правого берега Кальмиуса входила во владения Войска Запорожского под Кальмиусскую паланку и являлась границей между землями донских и запорожских казаков. Территория совместно охранялась от набегов турецко-татарских захватчиков людьми, жившими по "сторожам" - заставам.
На торговом пути от Екатеринослава до Азова не было ни единого поселения.
Поэтому Екатерина II щедро раздавала землю русским и украинским помещикам, чиновникам, офицерам.
В 1764 году на месте нынешнего Шахтерска, вблизи оврага Клинового, возникла слобода Алексеево-Орловка. Богатый помещик, полковник Орлов, перевез сюда из своего имения Матусово Киевской губернии крепостных крестьян.
Генерал-майор А. П. Орлов до 1809 г. был командиром лейб-гвардии казачьего полка и имел земли в составе нынешнего города Шахтерска — поселки Алексеево-Орловка и Ольховчик. Собственно город Шахтёрск был основан в 1764 году как слобода полковника, графа Алексея Орлова в Области Войска Донского.
Алексей Петрович Орлов служил в Петербурге, воевал под командованием Суворова.
6.10.1790 – участвовал в военной кампании под Измаилом «в сражении с неприятелем и при разбитии оного», где им было захвачено 5 знамен, взяты в плен 4 чиновника и 90 человек рядовых «и довольно убито»; 11.12.1790 – при штурме и взятии крепости Измаил, где был ранен в левую руку и правую ногу пулями». За взятие Измаила получил на Дону в Миусском (Таганрогском) округе 10 тысяч десятин земли.
В XVIII веке идет заселение северо-восточной части города. Поселенцы - крепостные помещика Бахмутова. К 1805 году в этой части насчитывалось 300 дворов.
В 1784 году вблизи речки Ольховчик и почтового тракта войсковой старшина Васильев построил постоялый двор. Вокруг него стали селиться беглые крестьяне. Поселение получило название Ольховское (позже Ольховчик). Вскоре здесь насчитывалось 30 дворов с населением 230 человек. А недалеко, возле оврага Стожок, выходцы из Таврической губернии в 1854 году основали хутор Стожковское.
В конце XVIII века началось освоение недр вблизи Апексеево-Орловки и Ольховчика. Добыча угля в то время производилась кустарным способом. В 1865 году две шахты дали по 1500 пудов угля каждая. Представляли собой неглубокие колодцы, стены которых крепились щитами из обыкновенной лозы. Добывали уголь при свете луны или смоляного факела, а поднимали на-гора бадьей или кожаным мешком при помощи коловорота.
Депеша "Екатеринославского горнопромышленного общества", учредителями которого были граф К.К.Бранницкий и французские капиталисты А.Ф.Буров и Р.Р.Дюваль, санкционировала открытие в конце XIX века первой копи. На строительстве угольной шахты Абрама Катыка работало, как повествует документ, около 270 работников, среди них 57 - женщины и 32 - дети.
Катык Абрам Ильич – основатель Шахтёрска
(1860—1936)
(Московский купец, выдающийся производственный организатор и коммерсант, пользовался известностью не только в России, но и в Западной Европе, один из основателей табачного дела в России.
Сын небогатых караимов г.Евпатории, с низшим караимским и общим образованием. Катык является инициатором и главным основателем созданной им совместно с братом Иосифом Ильичем Катыком (1862—1923) около 1890 года в г.Москве величайшей папиросно-гильзовой фабрики в мире, существовавшей до перехода Москвы под власть Советов.
С лета 1891 года владел известной табачной фабрикой "Дукат" (название пошло от начала двух фамилий - Дуван и Катык).
С конца 19-го века покупает землю и открывает первые угольные шахты в районе современного Шахтёрска.
С начала 20-го века расширяет производство, закладывает новые шахты и покупает уже работающие. Ведёт широкую торговлю углём. Шахты Катыка - ведущий поставщик угля Екатерининской железной дороге, а также промышленным предприятиям Макеевки и Горловки.
После октябрьской социалистической революции был принят на советскую службу и несколько лет состоял коммерческим директором в Совпольторге в Москве. Два раза ездил по службе за границу, причем все задания Советского правительства выполнил честно и точно, вполне оправдав оказанное ему доверие. Последний свои годы провел в нужде, которая и послужила главной причиной его смерти.)
1900 года вблизи слободы начала работать шахта купца Катыка, вокруг которой к 1905 году сформировался поселок Катык. В конце 1911 года Катык купил рудник и железнодорожную ветку, принадлежащую Постникову. Спустя два года он открыл шахту «Анна», а в 1914 - 1915 гг. - шахты № 15 и «Виктория». Шахту помещика Орлова с 1914 году арендовал Давыдов, и она получила название «Давыдовка-1». В 1915 году этим же предпринимателем были построены шахты «Давыдовка-8» и «Давыдовка-9». Возле них вырос небольшой поселок Давыдовка, состоявший из пяти домов, двух казарм и нескольких землянок.
Рабочие обворовывались всевозможными штрафами и поборами, многих углекопов называли кличкой: "Ордер в лавку. Отпустить Федьке Косому два фунта мяса и полтора фунта круп" или "Вычесть с получки Яшки Сутулого 30 коп... Гришки Безухого - 50, Мишки Хохлача - 40 коп.".
Тогдашний шахтёр должен был приобрести за свой счет такие инструменты, как обушок, кирку, клинья, коптилку, фитиль осветительный, салазки, стойки основные.
В 1902-1903 годах на шахтах Катыка стали возникать стихийные выступления. Углекопы поставили перед управляющим требования: сократить рабочий день для подземных рабочих с 10 до 9 часов, для рабочих поверхности - с 12 до 10, повысить месячную заработную плату углекопов-забойщиков на 1 руб. 50 коп., крепильщиков - на 1 руб. Рабочим, покалеченным на шахте от несчастных случаев, выдавать денежное пособие в размере 50 процентов месячного заработка до полного выздоровления. На заявлении управляющий шахтой написал: "Углекопы не могут ставить условия своему хозяину. А бунтарей поймать и отправить куда следует".
После Октябрьского переворота большевиков в Петрограде и установления Советской власти совет рабочих и крестьянских депутатов Чистяковского горного района (в его состав входили шахты, расположенные на территории Алексеево-Орловской волости) одобрил декреты, принятые II Всероссийским съездом Советов, и приступил к немедленному установлению Советской власти.
В годы индустриализации в окрестных шахтёрских поселках развернулось строительство новых предприятий. В 1927-1928 годах были построены Сердитянская обогатительная фабрика с канатной подвесной дорогой, соединявшая фабрику с шахтой "Давыдовка-1". В 30-е годы вступили в строй шахты № 30-31, 20 (пос. Горное), 2-2 бис, 1 бис им. 1 Мая, обогатительная фабрика-реомойка.
Одновременно в 15 километрах севернее Катыка с целью изучения угольных запасов проводились геологоразведочные работы. С 1935 года здесь началось строительство шахт и посёлка Контарное. В 1939 году введены в действие "Контарная-1", "Контарная-2". Сданы в эксплуатацию 12 жилых домов, столовая, несколько административных зданий.
Начинают внедряться врубовые машины и конвейерные линии. А с 1938 года - электровозная откатка. В 1939-м выемка угля механизируется отбойными молотками и врубовыми машинами, а откатка - частично электровозами.
А что насчет сельского хозяйства в нашем крае в то время ?
На самом деле, в СССР, и в частности, в Донецком регионе, крепкие крестьянские хозяйства были уничтожены еще в годы революции и «военного коммунизма». Например, обширные земельные угодья приазовских греков были объявлены помещичьими землями и конфискованы в пользу государства еще в 1918 году. При этом рядовым крестьянам досталась только малая толика изъятых у «помещиков» земель, а основная масса угодий ушла в пользу государства. Сокрушительный удар по среднему донецкому землевладению был нанесен в голодном 1927 году, введением «твердых заданий» (фиксированных закупочных цен на зерно) и спущенных сверху норм хлебосдачи. При невыполнении этих норм, явно завышенных, крестьянские хозяйства подвергались конфискации. В результате, к началу 1928 года в Донбассе уже не осталось, по настоящему, обеспеченных крестьян. Тем не менее, в конце 1930-начале 1940 –х гг., политика раскулачивания привела, в частности, к выселению из Приазовья (чаще, правда, - к расселению внутри округов Донецкой губернии) таких семейств, как «кулацкая» семья И.С. Андрианова (хозяева имели 4 лошади, 3 коровы, 1 теленка), семья К.Г. Моруженко (на 6 душ - 2 лошади и 2 коровы) и т.п.
Логичным завершением раскулачивания 1930-х гг. стала сталинская коллективизация – объединение мелких и мельчайших хозяйств донецких крестьян в сельскохозяйственные коммуны, а позже - в не менее легко управляемые колхозы и совхозы.
В 1930-е годы, отталкиваясь от созданной поколением Горлова и братьев Рутченко промышленной инфраструктуры Донецко-Приднепровского экономического района (современные - Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Кировоградская, Луганская, Полтавская, Сумская, Харьковская области), производственный опыт, накопленный на горных проходках и у сталеплавильных печей хьюзовского Донбасса, большевики заново превратили Донецкий бассейн в крупнейшую индустриальную базу страны. В результате, к началу 1940 года сталинский Донбасс давал 85,5 млн.т. или 60% общесоюзной добычи угля, на донецком угле работало около 60% предприятий металлургии и железнодорожного транспорта, около 70% химической промышленности, около 50% электростанций СССР. Металлурги области в это же время давали 30% общесоюзной выплавки чугуна, 20% стали, 22% проката.
22 июня 1941 года стало началом конца сталинского Донбасса. Донбасс защищали 187, 12, и 9-я армии, а также 383 шахтерская дивизия. Однако в результате просчетов Верховного командования, допущенных при обороне Киева, в октябре 1941 года шахтерский край практически без боя был сдан немецким оккупантам. Только малую часть промышленного оборудования предприятий Донбасса в 1941 году удалось эвакуировать на Урал, Среднюю Азию, Крайний Север, Дальний Восток и Восточную Сибирь, где в неосвоенных, но потенциально перспективных экономических районах, юзовские станки и донецкие рабочие кадры заложили фундамент местной промышленности. Например, осенью 1941 года 20 эшелонов оборудования успел вывезти мариупольский завод «Азовсталь», 800 вагонов – объединение «Донбассэнерго», 20 вагонов – Краматорский станкостроительный завод. В п.п. 1940-х гг. на донецком оборудовании «запустились» металлургические заводы в Узбекистане, Комсомольске-на-Амуре, Челябинске, были усовершенствованы производственные процессы на Гурьевском и Петровско-Забайкальском металлургических заводах. В годы войны 25 тыс. донецких горняков спустились в забои (вышли на угольные участки) на шахтах Кузбасса, Кизела, Караганды.
В 1941-1942 году на линии от Славянска до Азовского моря сосредоточилось огромное количество германских войск, полевой жандармерии и вспомогательных (в том числе, румынских и болгарских) отрядов. Почти весь период немецко-фашистской оккупации Донбасс находился в, так называемой, «военной» зоне, в которой действовали 180 советских партизанских отрядов и разведывательных групп, общей численностью до 4,2 тыс. чел. При этом линия фронта в степном междуречье Донца и Дона была чрезвычайно подвижной. В 1942-1943 годах немецкая администрация приложила огромные усилия для возобновления добычи угля в Донецком бассейне. В Донбасс в очередной раз пришли «Круп», «Сименс», «Опель», было создано горнометаллургическое общество «Восток». Тем не менее, к ноябрю 1942 году немцы сумели получить с донецких шахт всего 2,3% от нормы выработки угля за аналогичный довоенный период. Но неприятностей обрели до обидного много. В годы оккупации в прифронтовой полосе Донецкого края, в малых шахтерских городах, действовали сотни подпольных групп и мелких диверсионных отрядов.
К моменту возвращения Советской Армии на территорию Донецкого бассейна в 1944 году, в регионе осталось 48,8% довоенной численности населения, причем наполовину сократилась численность мужчин, были разрушены 149 основных шахт, уничтожено 1126900 кв. м. жилой площади, фактически перестали существовать угольная и химическая промышленность, оказались выведенными из строя большинство электростанций, железнодорожный транспорт, сельское хозяйство.
К сентябрю 1944 года Донбасс первых пятилеток и стахановского движения был практически уничтожен- отступая, гитлеровцы разрушили почти все промышленные предприятия в Катыке и прилегающих к нему поселках. Взорвали надшахтные строения, копры, вентиляционные установки, центральную обогатительную фабрику, часть жилых домов, административных и культурно-просветительных зданий, водопровод.
С первых дней освобождения началось восстановление разрушенных предприятий.
Одновременно с реконструкцией шахт, созданием крупных высокомеханизированных угольных предприятий разрастались шахтерские поселки. К началу 1948 года их население составляло более 30 тысяч человек, в т. ч. в Алексеево-Орловке - более 12 тысяч, Катыке - 10, Ольховчике более 7 тысяч человек.
В Катыке работали два хлебозавода.
Быстрыми темпами развивалось жилищное строительство. Если в 1947 году на одного человека приходилось 3,7 кв. метра жилья, то в 1950 году - 5,5.
С ростом механизации угледобычи и повышением производительности труда увеличивалась заработная плата шахтёров. Многие из них получали по 4-6 тыс. руб. в месяц.
Расширялась сеть здравоохранения. В 1947 году в Катыке была восстановлена районная больница. В следующем году начал работать пункт скорой помощи. Открыты больница в Алексеево-Орловке и медпункт на шахте № 30-31. В 1948 году в Катыке работали 17 врачей, 75 человек среднего медицинского персонала. В 1950 году уже было пять больниц, 75 врачей и почти 260 медработников со средним медицинским образованием.
Значительное внимание уделялось развитию народного образования, вопросам культурного строительства. В 1947 году в Катыке была восстановлена средняя школа. При клубе создана библиотека. Начала действовать стационарная киноустановка. В 1948 открылся летний театр, а в следующем году - клуб в Ольховчике. В 1950 году число радиоточек в будущем городе и прилегающих к нему поселках увеличилось до 1224. Работали драмкружок, ансамбль песни и пляски, духовой оркестр. На шахтах "Давыдовка-1", № 20, 1 бис имени 1 Мая, 14-14 бис, в шахтоуправлении № 2-2 бис в 1948 году было 18 кружков художественной самодеятельности.
Шахты строились крупные, основательные - и город рос вокруг такой же. Сегодня на его улицах стоят кряжистые тополя и раскидистые каштаны - в конце пятидесятых годов прошлого века тоненькими деревцами их высаживали на новеньких улицах такие же новенькие донбассовцы, которые оставались жить в построенном ими же городе и становились шахтёрами, водителями, строителями... Такие широкие улицы, зелёные скверы с роскошными деревьями не в каждом городе встречаются! Это был их собственный город, и строили его таким, каким хотели - городом мечты!