Найти тему
КОРАБЕЛ.РУ

Судовладельцев вынуждают использовать отечественное оборудование на флоте. Но доверяют ли ему?

На российских реках могут оставить только суда с российским оборудованием. А как к этому относятся судовладельцы? Доверяют ли они российским производителям в достаточной степени и видят ли потенциал отечественной промышленности?

В правительстве не раз обсуждали инициативу, связанную с тем, чтобы обязать судовладельцев перевозить грузы и пассажиров по рекам только на судах отечественного производства, причем оборудование на них должно быть тоже отечественное. Речь идет о поправках в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.

Премьер-министр в 2019 году заявил: "Любая компания, неважно, российская она или иностранная, если она хочет заниматься таким бизнесом, должна будет заказывать суда, морскую технику или судовое оборудование на российских верфях, или инвестировать в локализацию своего производства в РФ".

Комментарий по этому поводу нам дал руководитель одной из крупнейших в этом сегменте компаний - гендиректор "Волжского пароходства" Юрий Гильц.

Фото: АО "Судоходная компания "Волжское пароходство"
Фото: АО "Судоходная компания "Волжское пароходство"

"Более десяти лет работает правительственная программа поддержки отечественного судоходства и судостроения. Деятельность судоходных компаний и судостроительных заводов за последнее десятилетие – яркий пример эффективности этой программы. Численность только крупных грузовых речных и "река-море" судов (не считая вспомогательного и специального флота), построенных с 2010 на российских верфях, составляет более сотни единиц. Эти меры помогли не просто выжить, но и развить производство нескольким гражданским верфям, которые сегодня в достаточно краткие сроки и с хорошим качеством могут строить суда различных серий. Основным критерием применения мер господдержки является следующее: судно должно быть построено на российской верфи и эксплуатироваться под российским флагом.

Поправки в ст.4 "Кодекса торгового мореплавания" (КТМ), которые рассматриваются сегодня, создают дополнительный рычаг стимулирования строительства судов в России при условии запрета судам не под российским флагом осуществлять определенные виды перевозок.

Но кроме уже давно работающего критерия, что судно должно быть построено на российской верфи и работать под российским флагом, поправки к этой статье диктуют требования по оснащению и комплектации судов отечественным оборудованием.

<...>

Если следовать этому Постановлению, то в составе комплектации судна должен быть широкий перечень российского оборудования. На сегодняшний день российские верфи не готовы гарантировать в контракте соответствие судна этим условиям. Программа импортозамещения в поставках судового оборудования пока не работает ввиду отсутствия отечественных аналогов. Этот вопрос неоднократно поднимался в "Российской палате судоходства".

Фото: АО "Судоходная компания "Волжское пароходство"
Фото: АО "Судоходная компания "Волжское пароходство"

Если будут приняты поправки в ст. 4 КТМ в предлагаемой редакции, то эффект будет противоположным. Заказы судоходных компаний не возрастут, а резко сократятся, т.к. из этого Постановления следует, что теплоход, оснащенный иностранным оборудованием, даже построенный на российской верфи, не является российским.

Поэтому поправки к ст. 4 КТМ должны ограничиться только ясным критерием "российская верфь и российский флаг". А "Импортозамещение судового оборудования" – это отдельная задача, которая должна решаться в рамках специальной, тщательно проработанной программы".