Найти в Дзене
Art Witch

Что бы это значило? Зеркало как символ

Зеркало – одно из самых многозначных символов и истории человечества. В древности отражающую поверхность воспринимали как окно в другой мир, потом ассоциировали его с Луной и женскими божествами, еще позже – с грехом и пороком. Историю этого символа можно проследить на примере картин. Трактовка зеркала в живописи менялась на протяжении истории и была связана с развитием религиозных и философских идей. Изобразительное искусство – визуальное воплощение мыслительных концепций, и знание символического значения зеркала помогало правильно понять смысл изображенной сцены. Зеркало в автопортрете Зеркало – незаменимый атрибут художника для создания собственных изображений. До этого автопортрета оно было только незримым техническим средством. Франческо Пармиджанино – первых художник, сделавший зеркало композиционным элементом. Это шаг в сторону революционного для того времени реализма – живописец точно отображает то, что он видит своими глазами. В автопортрете зеркало становится одновременно
Оглавление

Зеркало одно из самых многозначных символов и истории человечества. В древности отражающую поверхность воспринимали как окно в другой мир, потом ассоциировали его с Луной и женскими божествами, еще позже с грехом и пороком. Историю этого символа можно проследить на примере картин.

Трактовка зеркала в живописи менялась на протяжении истории и была связана с развитием религиозных и философских идей. Изобразительное искусство – визуальное воплощение мыслительных концепций, и знание символического значения зеркала помогало правильно понять смысл изображенной сцены.

Зеркало в автопортрете

Франческо Пармиджанино. Автопортрет в выпуклом зеркале. 1524
Франческо Пармиджанино. Автопортрет в выпуклом зеркале. 1524

Зеркало – незаменимый атрибут художника для создания собственных изображений. До этого автопортрета оно было только незримым техническим средством. Франческо Пармиджанино – первых художник, сделавший зеркало композиционным элементом. Это шаг в сторону революционного для того времени реализма – живописец точно отображает то, что он видит своими глазами. В автопортрете зеркало становится одновременно и средством самопознания, и инструментом бесстрастного отражения реальности.

Стоит обратить внимание на искаженную руку художника на переднем плане – в эпоху Возрождения все зеркала были выпуклыми. Мастера-стеклодувы сначала изготавливали шар, потом вливали в него расплавленное олово с сурьмой. Шар разбивали, а получившимся осколкам придавали необходимую форму и вставляли в раму. Такие зеркала неизбежно искажали пространство, поэтому и появились различные идеи о дьявольском мире зазеркалья.

Зеркала в портретах

С XVII века в Европе бытовала идея, что зеркало способно выявить истинную сущность человека. Отчасти такая трактовка распространилась из-за появления трюмо: трехчастное зеркало позволяло единовременно увидеть свое отражение с нескольких точек, и использовалось художниками для создания портретов.

Антонис Ван Дейк. Тройной портрет Карла I. 1635
Антонис Ван Дейк. Тройной портрет Карла I. 1635

В живописи такой подход выразился в популярности тройных портретов. Это шаг от реализма к умозрительному, фантасмагорическому искусству – художники будто бы изображали мир двойников. Именно так голландский живописец Антонис Ван Дейк изображает короля Англии Карла I.

Такое изображение связано не только с философскими идеями, но и с техническими деталями заказа: полотно было создано для скульптора Лоренцо Бернини, который должен был изваять бюст Карла и нуждался в его изображении с разных ракурсов. На этом можно было бы остановиться, если бы традиция не продолжилась в других портретах, созданных позже.

Филипп де Шампань. Портрет кардинала Ришелье. 1624
Филипп де Шампань. Портрет кардинала Ришелье. 1624

Портрет кардинала создавался не по заказу скульптора: композиция Ван Дейка стала настолько популярной, что художники стремились ей подражать – технический эскиз стал самостоятельным произведением искусства. Зеркало, а вернее его использование при работе над полотнами, стало средством, выявляющим многогранность и сложность исторической личности.

Маринус ван Реймерсвале. Меняла и его жена. 1539
Маринус ван Реймерсвале. Меняла и его жена. 1539

В портрете зеркало является изображением альтернативной реальности, лучшей, чем существующий мир. Менялы содержали «обменный пункт», если говорить современным языком: обменивали деньги разных государств. С религиозной точки зрения, доминирующей в XVI веке, те, кто занимались таким бизнесом совершали грех ростовщичества, и были практически изгоями в обществе.

Главный герой занят характерной деятельностью – он считает монеты. Рядом с ним его супруга, листающая Священное писание: отсылка к греховности занятия супруга. Она стремится к благочестию и спокойствию, и в зеркале отображен ее идеальный мир - спокойный пейзаж с церковью. Зеркало в данном случае «лакмусовая бумажка», обличающая грехи и пороки.

Зеркала и женщины

Художники, писавшие аллегорические сюжеты чаще всего обращались к женским образам, и зеркало становилось неизменным атрибутом их героинь.

Почему зеркало ассоциируется с женщинами? Конечно, из-за самолюбования. В античной мифологии есть забавный сюжет об Афине, богине мудрости и войны. Несмотря на то, что она была самой строгой из всего греческого пантеона, ей не чужды слабости. Афина придумала флейту: своим звуком она напоминала горестный женский плач и должна была вызвать стыд Посейдона, изменяющего супруге. Однако план не удался: когда Афина заиграла на флейте, все рассмеялись. Посмотревшись в отражение на водной глади, богиня увидела, что у нее нелепо раздуваются щеки. Она бросила инструмент и прокляла его. Этот эпизод красноречиво показывает, как трепетно дамы относились к своему отражению.

В Средневековье был множество предсказателей, обещавших неминуемый конец света. В ожиданиях катастрофы родился живописный жанр vanitas – символические картины, напоминающие о временности и бренности всего сущего. Зеркало стало частым элементом в изображении женщин, но это не предмет удовольствия, а неизменное напоминание, что молодость проходит очень быстро. Это знак неумолимого времени, метроном увядающей красоты.

Бернардо Строцци. Аллегория бренности (Старая кокетка). ок.1637
Бернардо Строцци. Аллегория бренности (Старая кокетка). ок.1637

Зеркальное отражение – главный мотив полотна итальянского живописца Бернарда Строцци. Он изображает нелепую старуху – когда-то в прошлом она привыкла быть красавицей и кокеткой, но не замечает, что красота ее давно отцвела. Она рядится в платья для молодых девушек, не стесняясь демонстрировать морщинистую грудь, убирает седые волосы на манер девицы. Служанки безропотно выполняют ее приказы, и одно зеркало говорит ей правду, которую она не желает видеть.

Огюст Тульмуш. Тщеславие. 1890
Огюст Тульмуш. Тщеславие. 1890

В более поздней живописи зеркало в женских портретах стало символизировать тщеславие. Девушка недвусмысленно целует собственное отражение: она способна наслаждаться только собой. Тульмуш – французский художник, и в живописной школе этой стороны нет стремления к морализаторству. Живописец с помощью зеркала обличает один из семи грехов, но девушка не становится отвратительна – она высокомерная красавица, в которой есть свое очарование. Возможно, такое восприятие связано с общим мягким колоритом полотна, характерного для французских галантных сцен.

Итоги

Зеркало – один из распространенных символов в европейской живописи, встречающийся регулярно с эпохи Возрождения.

Основные значения зеркала-символа:

  • отражение потустороннего мира
  • источник света (зеркалом в быту пользовались для приумножения источников освещения)
  • символ женственности и кокетства
  • напоминание о временности существования
  • бесстрастное отражение реальности