И если вы подумали про изобилие товаров и услуг, то сильно ошиблись. Как раз про изобилие товаров "народного потребления" наши люди были в курсе.
Тем более в СССР каждый школьник знал, что у нас приоритет производства товаров группы "А" (тяжелая промышленность), а в США корова из штата Айова пока дает больше молока, чем наша буренка.
А вот в чем был уверен советский человек, так это в нашем безусловном технологическом преимуществе. В СССР ударными темпами строили новые комбинаты, новые города, самые мощные гидростанции, атомная энергетика и так далее.
Тем более в 1957 году мы запустили Спутник, что было очевидным достижением и победой нашей промышленности.
И вот, в 1958 году в США едет большая культурная делегация из СССР, чтобы создать нужный благоприятный фон перед официальным визитом Хрущева.
В числе первых в Америку приехал наш ансамбль народного танца под управлением Игоря Моисеева. И когда они вернулись обратно, Моисеева первым делом обязали сделать публичный доклад на тему "Нью Йорк - город контрастов".
Сейчас такая практика покажется странной, но в СССР система работала именно так. Не зря Гайдай вставил подобный эпизод в свой фильм.
Однако 11 декабря 1958 года Моисеев выступает в Доме актера с практически сенсационными тезисами - он хвалит США!
А если вообще говорить о тех вещах, которые бросались в глаза в жизни Америки, нужно сказать о дорогах Америки. Мы вынуждены были буквально изумляться технике американских дорог. Это настоящее кружево из бетона: они извиваются, переплетаются между собой, иногда пересекаются, но на многих уровнях, на многих "этажах", многоэтажных уровнях. Так, например, когда мы жили в отеле в Бостоне, то мои окна были на уровне седьмого этажа, и я вдруг увидел, как мимо моего окна промчался автомобиль. Тут было целых 7 этажей переплетающихся и пересекающихся дорог из бетона!
Причем надо понимать, что это восторг человека не из деревни Кукуево, а представителя высшей советской элиты, который многократно бывал в "лучших домах" Европы" - Париж, Вена, Прага и т.д.
В СССР того времени не было ни одной даже двухуровневой развязки. Первые развязки в Москве появились только в начале 60-х при строительстве МКАДа. И это было по советским меркам очень круто, про них рассказывали из каждого утюга.
Рязанов запечатлел эти развязки в своем фильме "Берегись автомобиля" и даже в мультик "НУ Погоди!" ее запихнули, как некий символ эпохи.
Остроты всей этой ситуации добавил тот факт, что в 1958 году, прямо под окнами офиса Моисеева, начали строить подземный автомобильный тоннель. "Реклама" этой стройки тоже гремела, что мало не покажется.
Поэтому вполне понятно удивление человека, который в провинциальном американском городе внезапно видит развязку в семь уровней.
Понятно, что тут же "добрые люди" написали на Моисеева донос во все инстанции. Так как Игорь Александрович был непростым человеком, то вызывал его "на ковер" лично министр культуры СССР.
Однако Моисеев был уже настолько непростым человеком, что, в свою очередь, пошел жаловаться на министра в ЦК КПСС. Скандал дошел аж до Фурцевой и Суслова. И это при условии, что Игорь Александрович вообще не был членом КПСС!
В итоге Моисеева поставили "на вид", ну типа наказали. Более серьезных репрессий даже ЦК КПСС позволит себе не мог, ибо знаменитый балетмейстер был нужен им больше, чем они ему.
Сегодня, конечно, подобная безумная дорожная инфраструктура вызывает скорее разочарование, нежели восторг. Но в 50-х годах коммунизм представляли именно таким!
Небоскребы, скоростные магистрали и развязки, самолеты (а до этого дирижабли) по городу летают. Люди из точки в точку перемещаются с помощью аэродинамической трубы и так далее.
В итоге, по прошествии многих лет, оказалось, что в СССР де факто была комфортная среда, без всех этих автомобильных пробок, безумных развязок, кричащей рекламы.
Собственно, это и была та самая "ламповая" жизнь, по которой мы до сих пор скучаем. Потому как жизнь убедительно доказала, что "автомобильные развязки есть, а счастья нет".