Приветствую всех, кто по каким-то причинам это читает. Я хочу немного рассказать о традициях ленинградской/петербургской системы кружков по математике, свидетелем которой являюсь с 2004 года (а с 2012 - скорее соучастником). Большая часть имеющейся информации - это личный опыт, мой и тех, с кем я в разное время общался, поскольку никто никогда не вёл летопись, в которой были бы учтены абсолютно все кружки и перечислены абсолютно все кружковцы, не велись стенограммы занятий и до поры почти никак не публиковались методические материалы.
Если здесь случайно окажутся люди, знакомые с системой давнее меня, и им захочется в чём-то поправить то, что я напишу - пожалуйста, сведения об истории движения у меня весьма скудные, а сделанные выводы вполне могут оказаться неверными.
История
По-видимому, первое задокументированное объединение школьников для изучения "нестандартной" математики появилось в 1934 г. (об этом пишет в предисловии к книге о ленинградских олимпиадах по математике Д.В. Фомин). Называлось оно "Научная станция для одарённых школьников". Тогда же появился и кружок Г.М. Фихтенгольца при ЛГУ. Годом позже была проведена первая математическая олимпиада (на год раньше, чем в Москве). К 1941 г. накопленный опыт работы кружков привёл к изданию книжки (первой в Союзе по этой тематике), посвящённой работе кружков.
В послевоенные годы издание сборников стало хорошей и полезной для школьников традицией. Понемногу стандартные темы оказались знакомы широкому кругу заинтересованных ребят, вследствие чего олимпиады не могли их использовать - произошло коренное изменение стиля.
В 1960 г. в СССР произошла реформа школьного образования, вследствие которой начали появляться специализированные (в том числе и физико-математические) школы. В частности, специальный статус обрели школы №30 (ныне - губернаторский физико-математический лицей №30) и №239 (ныне - президентский физико-математический лицей №239). В 1963 г. "большую тройку" ленинградских физматов дополнил знаменитый 45-й интернат (с 1991 г. - Академическая гимназия при СПбГУ).
Тогда же (Фомин указывает 1962 г., а В.П. Одинец в своём дополнении к его очерку - 1960 г.) появилась Юношеская математическая школа при ЛГУ - кружковская система, организованная при поддержке математико-механического факультета единственного на тот момент университета города и ректора ЛГУ, которым тогда был математик А.Д. Александров. Источники упоминают, что своя ЮМШ появилась и у педагогического института имени Герцена, но подробных сведений я нигде не нашёл.
При спецшколах функционировали свои кружки (думается, что они туда переехали, а не образовались из ниоткуда). Основной же системой города оставался Дворец пионеров, математические кружки которого в 1990-е годы стали Математическим центром, который переехал в ФМЛ №239 и по сей день остаётся флагманом петербургской олимпиадной математики и воспитывает победителей олимпиад.
Кружки вели, в основном, энтузиасты с горящими глазами - зачастую это были студенты или молодые учёные, сами прошедшие через кружок в свои школьные годы. Зачастую эта работа совсем не оплачивалась или же оплачивалась плохо, но жгучее желание делиться полученным опытом и знаниями перевешивало. Взять кружок можно было достаточно легко, и многие вчерашние кружковцы охотно пользовались этой возможностью.
Семидесятые-восьмидесятые годы - расцвет кружковства, "классическое" время (хотя я просто близко незнаком ни с кем, кто бы учился в кружках до этого - все либо учились тогда, либо учились у тех, кто учился тогда) - в эту пору большинство кружков научились выезжать в летние лагеря, где продолжали заниматься математикой и общаться в своём тесном кругу. Все, с кем я обсуждал этот вопрос, связывают традицию летних школ с именем С.Е. Рукшина (как известно, 80 процентов кружковских педагогов в нынешнем Петербурге - это его ученики или ученики его учеников), но Одинец упоминает усилия М.И. Башмакова. Сейчас каждая система имеет собственные летние выезды.
Но о современности позже. Сперва поговорим о традициях.
Традиции
Статью о кружковских традициях И.Б. Жуков написал ещё в 2003 году. Он, правда, предположил, что его заметки будут читать только точно такие же кружковцы, по крайней мере - понять их сможет только тот, кто когда-либо видел эту систему изнутри. Попробуем это исправить...
Говоря о традициях, нужно понимать, что какие-то детали при проведении разных кружков в разные годы неизбежно будут различаться - когда мне известно о кружках, устроенных не так, как привык лично я, попробую об этом честно написать. Местами же мне может показаться, что так же, как было в моём кружке и в нескольких знакомых мне кружках (в том числе и сильно более хронологически давних), было везде и всегда.
Итак, в кружке обычно решают "нестандартные" ("олимпиадные") задачи. Нестандартность может быть разной природы: это и тема, которую не изучают (или почти не изучают, или слишком поздно изучают) в школе - комбинаторика, теория чисел, логика, множества, графы и т.п. - и способ решения, не поддающийся (или плохо поддающийся) алгоритмизации. В кружке учат рассуждать, слово "доказательство" появляется с первого же занятия и больше никогда не исчезает.
Кружок идёт рука об руку с олимпиадами, на которых как раз-таки и надо решать такие нестандартные задачи. В Ленинграде/Санкт-Петербурге эти олимпиады нередко устные (насколько я знаю, это уникальное явление - в большинстве городов серьёзные олимпиады неизменно письменные). Так, кружок готовит к олимпиадам, прививая кружковцам стиль мышления, а зачастую просто развивая в них само мышление.
Главным достоинством (и, одновременно, недостатком) кружка является его элитарность: в общении с ровесниками кружковец (зачастую весьма обоснованно) чувствует себя немного неуютно, поскольку большинство людей не думает, а он привык иначе. Кружковцы, как правило, взрослеют (в поведенческом плане) довольно рано. Это ни в коем случае не значит, что кружок "лишает детей детства" - даже взрослые лбы, прошедшие годы кружка и физматшколы, могут самозабвенно гонять на перемене пробку от бутылки по рекреации (т.е. играть в футбол), проламывать собой тонкие гипрочные стены или выбрасывать из окна класса старый шкаф. Но всё это хорошо в подходящей компании: а детские шалости ровесников, которые "не свои", кружковец надменно проигнорирует, обозвав "детским садом".
Выделим несколько традиций, выработанных за многие годы кружковской деятельности:
- В кружках всегда обращаются к детям на "Вы". Вне зависимости от их возраста и опыта. Насколько я знаю, это до сих пор так. Насколько мне известно, эта традиция пошла с самого начала, с тех времён, когда ещё студенты на матмехе обращались друг к другу на "Вы", не считая себя вправе тыкать друг другу. В отношении школьников, тем более сейчас, неизменное "Вы" и вообще отношение "как к взрослым" творит чудеса: дети хотят заслужить оказанное уважение - не сказать, чтобы все они вели себя хорошо, не отвлекались и не сходили с ума во время занятий, но зачастую успокоить их и вернуть к решению задач можно всего лишь напоминанием об ожидаемом от них поведении.
- Занятия в кружке [были] бесплатны. Нарушение этого принципа на волне общей коммерциализации образования несколько испортило светлую идею. Тем не менее, в Петербурге и сейчас хватает бюджетных кружков, продолжающих классическую традицию.
- В кружок можно [было] просто прийти, без всякого отбора. Сейчас это сохраняется, кажется, только в ЮМШ; во всех остальных случаях нужно как минимум записаться в список, а как максимум - пройти тест. Это не способствует сохранению былой атмосферы, хотя иногда удаётся взять желающих "за списком" и дать им шанс позаниматься, несмотря на то, что они не прошли тестирование - и порой вырастить из них призёров олимпиад (как говорится: люблю, умею, практикую).
- Кружок максимально неформален. Это правило давно нарушалось в некоторых кружках, нацеленных на "спортивные" достижения - там и рейтинг, и внутренние олимпиады, и давление на тех, кто решает мало задач. Тем не менее, в исходной идее кружок предлагает возможность спокойно решать задачи, не зная о количестве решённых другими, не сдавая каких-то зачётов для перевода на следующий год - и не получая по окончании никаких формальных документов, сертификатов. Кружок призван не научить, а познакомить, не натренировать, а увлечь. Также из кружка невозможно [было] вылететь за неуспеваемость - выгоняли только за общественно опасное поведение.
Конечно же, неформальность в условиях тотальной бюрократии почти не выжила: есть программа, утверждённая высоким начальством, есть также дипломы олимпиад, которые приятны этому самому начальству - многие родители тоже хотят услышать о каких-нибудь успехах собственных детей, отказываясь считать таковыми, что через полгода кружка ребёнок пятого (четвёртого, шестого...) класса уже может произнести несколько связных предложений в качестве решения задачи самостоятельно вместо кратких косноязычных ответов на наводящие вопросы педагога.
Исторически кружки могли быть разной силы, разной продолжительности (год, два или семь - запросто); могли менять место проведения и источник финансирования, сохраняя контингент; каждый кружок, даже в рамках той или иной системы, был достаточно автономен, оставаясь детищем своего руководителя. Сила личности руководителя до сих пор играет важнейшую роль, особенно если за кружком не стоит сильная система.
Современность
Современный кружок - это несколько лет (в идеале, с 4-5 класса по 11), два раза в неделю по полтора-два часа, это три недели летнего лагеря каждый год, это турниры и олимпиады. Отсюда логично вытекают проблемы: стало не так легко найти желающих брать собственный кружок, потому что за небольшие деньги нужно тратить много сил и времени, потому что нужно брать ответственность на несколько лет вперёд и занимать по три недели лета. Стало труднее совмещать ведение кружка с наукой, даже с преподаванием в университете; всё больше в моде профессиональные руководители кружка. Появились системы платных кружков и отдельные платные кружки в бюджетных системах (но отличие контингента при этом такое, что хочется забросить это чёрное неблагодарное дело, несмотря на двойную оплату часов у платной группы).
Действующих систем достаточно много. Но, в отличие от старых времён, когда более-менее имелась информация о том, что делают "конкуренты", сейчас мы существуем в определённом вакууме. Я даже не всегда знаю, как работают мои коллеги в той же системе.
Перечислим существующие системы (возможно, я кого-то упущу):
- Математический Центр (при ПФМЛ №239). Раньше существовал при Дворце пионеров. Набирает кружок в 5 классе. Самый сильный набор и самый сильный выпуск, регулярно готовит медалистов Всероссийской олимпиады и IMO (Международной).
- Юношеская Математическая Школа СПбГУ (на базе лицея №533). Это не совсем та ЮМШ, которая появилась в 1960-е годы: заново созданная в 1996 году выходцами из Матцентра, она сразу позиционировалась как "гуманная альтернатива", ставя будущую научную деятельность своих учеников выше мгновенных олимпиадных достижений. Что, впрочем, ничуть не помешало воспитанию нескольких победителей Всеросса. Набирает кружок в 5 классе, а в 7 классе - математический класс.
- Аничков лицей (городской дворец творчества юных). Мы, пожалуй, уникальный случай, где не только нет кружковского класса, но и сами кружки крайне редко доживают до конца программы. Тем не менее, иногда к нам, по старой памяти, приводят способных детей.
- Лаборатория непрерывного математического образования. С 1992 по 1999 год существовала при Аничковом лицее, потом ушла в свободное плавание. [Думается мне, что я даже догадываюсь, почему.] Набор в 5 классе, собственно понятия "кружок" у них нет - всё интегрировано в школу. Специфичное место, но для тех, кому подходит - классное.
- Сильные кружки в ГФМЛ №30. Про системность не знаю ничего, но как прочитаешь имена педагогов на сайте - понимаешь, что сильные.
- Сохранились кружки в ФТШ (хотя недавний выпускник говорит, что вся школа после смерти Ж.И. Алфёрова деградировала). Ничего о них не знаю, кроме факта существования.
Кроме того, практически каждая школа называет кружками факультативы, которые проводит для своих учеников (в том числе в рамках обязательной нынче внеурочной деятельности), но это уже, конечно, не считается.
Существуют ещё целых две системы платных кружков, начинающиеся с начальной школы (слышал, что они уже и до детского сада добрались), но об этом чуде я знаю не так много. Судя по детям, которые оттуда приходят, ничего хорошего сказать не могу. Никому своего мнения не навязываю, но активно продолжаю его иметь.
Заключение
В общем и целом, недостатка в кружках в Петербурге нет, попасть в них в правильном возрасте вполне реально. Из недостатков же их современной системы - то, что поздно спохватившемуся школьнику, как правило, уже не удастся найти для себя подходящий кружок. Хотя было бы желание, а там уж и возможность найдётся. Действительно заинтересованному ученику и сегодня будут рады почти в любом продолжающем кружке.
#математический кружок #образование #история
Источники:
Предисловие к книге Д.В. Фомина "Петербургские математические олимпиады 1961-1993";