Найти тему
Движение во здравие

Мухтарбек Кантемиров. Создатель конного театра «Каскадёр», знаменитый Рустам из фильма «Не бойся, я с тобой!»

Для российского мира метания нет, пожалуй, более легендарной фигуры, чем Мухтарбек Кантемиров. Джигит, каскадер, циркач, актер, превосходный метатель ножей и топоров, - именно он произвел неизгладимое впечатление на советских зрителей ролью Рустама в фильме "Не бойся, я с тобой".

Фото: Яндекс. Картинки. Подписывайтесь а канал и ставьте лайк.
Фото: Яндекс. Картинки. Подписывайтесь а канал и ставьте лайк.

Многие из тех, кто знал его лично, зовут его дядей Мишей. И с упоением рассказывают о необычайном обаянии Мухтарбека Алибековича. Он родился в Воронеже в семье цирковых артистов 18 февраля 1934 года. Вместе с родителями и братьями выступал на манеже. Позже ушел из цирка, чтобы реализовать семейную мечту - создать первый конный театр, который получил название "Каскадер".

Говорят, метанием ножей и топоров Мухтарбек увлекся после просмотра фильма "Ущелье Аламасов", где ножи метала девушка. Отец его поддержал, был уверен, что сыну это пригодится. И в 1982 году на экраны вышел тот самый фильм "Не бойся, я с тобой!", покоривший сердца советского телезрителя, где уже сам Мухтарбек завоевал славу метателя.

Помните знаменитый диалог Сан Саныча с Рустамом? "Рустам, что-то ты без меня совсем от рук отбился, форму растерял!"... "Помолчи, Сан Саныч, а то ухо к доске приколю!" :)

Кадры из фильма "Не бойся, я с тобой!"
Кадры из фильма "Не бойся, я с тобой!"

Он считал метание добрым мужским занятием, дающим возможность отвлечься "от всяких глупостей". А формулой успеха видел "желание, терпение и настойчивость". "Метание ножа — это новый вид спорта и вечная философия. Мы определяем ее как «школу сосредоточенности, дисциплины и самообладания». Очень заразительное занятие. «Трудно оторваться» - так теперь цитируют его слова в метательном мире.

Днем рождения театра "Каскадер" можно считать 28 августа 1987 года, когда в Гаграх состоялась премьера с программой "Легенда о Золотом Руне". А появился театр, естественно, несколько раньше - стараниями, прежде всего, самого Мухтарбека Кантемирова с группой единомышленников, при активном содействии председателя Федерации конного спорта СССР Михаила Семеновича Буденного и дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Виктора Васильевича Горбатко, также заядлого конника.

Первые же выступления - в стране и за рубежом, принесли труппе широкое признание и любовь зрителей. В 1988 году - первые и успешные гастроли в Болгарии. В 1989 году - турне по Западной Германии, когда немцы восторженно рукоплескали "русским джигитам". И в том же году поездка во Францию, во время которой "Каскадер" стал обладателем Гран-при на фестивале нетрадиционных театров в Гренобле. Согласитесь, ошеломляющее начало!

Мухтарбек Кантемиров показывал конные трюки до 70 лет и сохранял блестящую спортивную форму
Мухтарбек Кантемиров показывал конные трюки до 70 лет и сохранял блестящую спортивную форму

Но, как всегда бывает в России, любой успех имеет и обратную сторону, скрытую от зрителей. Проблемы "перестроечного" периода особенно больно сказались на культуре. Лишенные государственных субсидий и правовой поддержки, артисты вынуждены были собственными силами "держаться на плаву". "Каскадеру" было еще труднее, потому что прежде себя "Кантемировцам" приходилось заботиться о своих четвероногих партнерах. А ведь самого главного - собственной базы у коллектива не было, а значит не было нормальных условий содержания, нормальных тренировок, нормальной жизни...

В далеком уже 1989 году "Каскадеру" выделили, было, по решению городских властей, павильон в Сокольниках, но чиновничья администрация парка попросту выжила нежелательных постояльцев самым варварским способом - отключив в зимнюю стужу все коммуникации. Пришлось мыкаться уникальному театру "по городам и весям", арендуя помещения для лошадей и реквизита. Сами артисты ютились по углам да вагончикам - в невозможных условиях.

В 1993 году правительство Болгарии пригласило артистов на новые гастроли. Близ Варны, на известном курорте Золотые пески, специально для них была построена площадка под названием "Конный пикник". Выступления наших наездников, красочные костюмированные программы привлекли и местных жителей, и иностранных туристов, стали "гвоздем" курортной программы. И намеченное на ноябрь 1993 года возвращение в Москву отменилось.

Болгарский период истории театра растянулся на целых шесть лет. Долгожданное возвращение "Каскадера" на родину состоялось летом этого года. И она встретила артистов... полным беспределом! На брянской таможне, несмотря на все необходимые документы, предоставленные руководством труппы, фургоны с лошадьми продержали в отстойном тупике четверо суток! Это в июньскую жару, вымогая с артистов деньги за каждое ведро воды... Для сравнения скажем, что в Болгарии и лошадей и имущество театра погрузили бесплатно - в знак добрых чувств и благодарности...

И все-таки дом есть дом - хотелось поскорее встретиться со зрителем, показать новые наработки, пообщаться с коллегами. И тут "Каскадеру" крупно повезло - под свое крыло труппу взяло МЧС России - спасатели Сергея Шойгу. По взаимной договоренности на базе Академии гражданской защиты МЧС в подмосковном Новогорске разместился учебный конноспортивный центр - конюшни, манежи, подсобные помещения. Здесь курсанты-спасатели овладевали навыками верховой езды и работы с конем в условиях бездорожья и труднодоступных районов - всюду, где требуется помощь попавшим в беду людям...

Цирковые конные трюки всегда пользовались в цирке большим успехом.
Цирковые конные трюки всегда пользовались в цирке большим успехом.
Мухтарбек, что помогает Вам сохранять такую форму - наследственность рода джигитов или специальные тренировки?
МК: "Ну, наследственность, конечно, сказывается - батя прожил до 94-х лет и с коня не слезал чуть не до последнего дня. Но трудиться, конечно, необходимо - все мы занимаемся на снарядах, качаемся, бегаем. Лично я не курю и не пью спиртного, что и другим советую! Ведь джигит - это не просто умение держаться в седле. Это, прежде всего, духовность, кодекс чести, заложенные внутри тебя. Это, если хотите, образ жизни..."

Сам Мухтарбек Кантемиров никогда не жаловался на жизнь, ни у кого денег не просил, каждый день мастерил то седло, то кнут на продажу, чтобы прокормить своих лошадей. А ещё делал иконы. Вот так - лицом к свету, сидя у своего рабочего стола с нехитрым инструментом, Мухтарбек похож на своего отца, знаменитого Алибека Кантемировича.

Сколько помню отца - всегда за работой, если не выступление и репетиция, то что-то мастерит, ремонтирует в своей маленькой мастерской недалеко от цирковой арены. Кожаные ремешки, уздечки, подпруги, украшения для седел - это он любил придумывать и делать сам для главных цирковых артистов - лошадей.

Эта же страсть делать красивыми окружающие предметы, ставшими атрибутами профессиональной деятельности, не дает покоя и Мухтарбеку. В одном лице он и генератор идей, и дизайнер, и снабженец, и производственник. И для него не существует нерешаемых проблем. Товарный знак украшает все изделия Кантемирова, потому как любое из них - произведение искусства. Правда, к этому, завершающему штриху, лежит долгий путь.

"Джигит и умирает в седле", в нём проходит вся его жизнь.
"Джигит и умирает в седле", в нём проходит вся его жизнь.
Это семейная реликвия. От папы это седло перешло моему брату, Ирбеку, выдающемуся джигиту, народному артисту России. И так же, как и отец, брат был в этом седле до последнего дня. Не зря же осетины говорят: "Джигит и умирает в седле", но в седле проходит и вся его жизнь. Не стало брата - семейная реликвия перешла мне.

Пока встречаются в мире такие источники доброй энергии и красоты, как Мухтарбек Кантемиров, можно верить, что мир этот выстоит, выправится и обретет утраченную гармонию. Мухтарбек Алибекович ушёл из жизни 30 августа 2017 года на 84-м году жизни. Вспомним добрым словом нашего знаменитого соотечественника, достойного сына осетинского народа!

Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.