Найти в Дзене
InFocus

ЧУЖИЕ СРЕДИ НАС?

В солнечный день конца октября поехали к памятнику советским солдатам, погибшим в жесточайших сражениях подо Ржевом.

Воспарившая в небо олицетворяющая мужество фигура воина в сочетании с образами замечательной лирической песни «Журавли» произвела сильнейшее эмоциональное впечатление. В изножье монумента лежали венки и цветы, слегка подернутые сединой ночного морозца, народу было немного. Привлекли внимание двое малолетних детей, мальчик и девочка с красными гвоздиками в руках, необычно притихшие, они положили свои букетики к остальным и замерли, подняв головы вверх, разглядывая величественный памятник. Два птенца перед лицом вечно живого Защитника.

-2

Родители детей молча  стояли в отдалении. И по их лицам было понятно, что никакие казенные слова и фальшивые восторги о патриотическом воспитании здесь неуместны.

Все же,  приблизившись, решилась заговорить.

Оказалось, нет, никто из родни в этих местах не погиб, их прадеды воевали  на других фронтах, кто-то вернулся раненым, а кто-то без вести сгинул, но все воевавшие и погибшие – для этой семьи одна, общая родня, не разделяя,  защищавшая всех и каждого в одной, общей стране. «Мы много ездим по России, и всюду, куда бы ни приезжали,  — сказал женщина, — бываем на мемориалах наших павших солдат. Это же не только история. Живая память должна сохраняться. Разве не так?».

Подобное ощущение охватывает людей на шествиях Бессмертного полка, хотя есть немало тех, кто всеми силами и весьма изощренными методами пытается дискредитировать этот святой народный порыв. Не говоря уже о насквозь проеденных цинизмом некоторых представителях так называемого шоу-бизнеса, пытающихся заработать на «патриотической теме», и, вымазавшись красной краской,  усердно елозящих по экрану, тужась выдать нечто сердцещипательное, паразитируя, вроде Бузовой с Давой в клипе ко Дню Победы, на той же трагической песне «Журавли».

Однако поднялась и вошла в силу у нас другая и более многочисленная людская поросль, заполнила пустые от смыслов пространства, как борщевик на заброшенных полях и развалинах деревень.

Цельно и четко воплотил в своих рассуждениях мысли подобных персонажей некто известный в определенных кругах рэпер Моргенштерн, человек без роду и племени, который вполне искренно не понимает праздник День победы 9 мая и то, с каким размахом его отмечают. А чем еще нам гордиться, «наверное, больше нечем», предполагает он, сам горделиво кичащийся своими деньгами и успехом. Очевидно, иных предметов для гордости у него не существует. Почитание героизма, подвига отдавших жизнь за освобождение Родины ведь не оплачивается. А раз не оплачивается, то и не заслуживает внимания. Разве что «патриотизм ударяет в голову», сдобренный щедрым госзаказом.

Подобные высказывания совсем не «пошлятина», как считает его собеседница К. Собчак. Это образ мыслей  человека чужого и чуждого  нашей истории, нашей коллективной памяти, Поэтому не должны никого удивлять или возмущать вот такие его слова:

«Я вообще не понимаю вот этого праздника победы, которая состоялась 76 лет назад, — перебил ее (Собчак) Моргенштерн. — Из года в год на это тратятся миллионы, что-то празднуют, всем что-то пытаются — не знаю, может, это скрепы какие-то? Наверное, гордиться просто нечем. Вспоминать каждый год на протяжении почти века о том, что когда-то тогда вы победили — не знаю».

Стоит  оценить это честное признание. Пустое дело его просить извиняться,  он может с легкостью  извиниться, для него это ничего не значит.

-3

Для фигур вроде Моргенштерна что победа в войне, которая грозила уничтожением  нас как народа, что «победы» в информационных технологиях или в космосе абсолютно равнозначны. Этот татуированный поп-экземпляр, азартно зашибающий бабки на тусовках для недорослей в пубертате – тоже своеобразная и грозная примета нашего времени, диагноз состояния умов немалой части молодого поколения.

Они чужие в России, хотя и выросли здесь, не занесены с «проклятого Запада» или из Космоса. В наших семьях и школах их воспитали такими. Так чего возмущаться и требовать осуждения?

Оберегая милых детишек от реальной и трагической истории, наводняя их мирок  легковесными историйками  о жизни кенов и барби, мальчиков-волшебников и прочей дребеденью в духе отвязной Маши и несчастного медведя, кого и для чего мы растим? Нет детской классики в школьных рекомендациях для чтения, экшн заполняет экран для молодежи.  Все по верхам, не требует размышлений и доверительных бесед с родителями или друзьями.

Интересно, в европейских странах известно много имен детей-соотечественников, сознательно рисковавших своими маленькими жизнями и отдавших их ради победы своих отцов и братьев над фашизмом как наши пионеры-герои? Что-то не припоминается. Кроме тех, которых массово умертвили в концлагерях. Но,  тем не менее, подчеркивают  эксперты,  там раньше многих других «сформировался государствоцентричный / национально-государственный подход (именуемый на Западе также «state-centred approach»), в котором память о минувшей  войне представляется как центральный образ формируемого видения прошлого, необходимого для поддержания национальной идентичности. Именно память о войне становится  фундаментом  государственной политики памяти и национальной идентичности. Мы же только в последние годы озаботились этой проблемой, и она зачастую решается у нас на формальном уровне, не говоря уж о том, какому  сопротивлению  и даже осмеянию подвергаются подобные усилия со стороны немалого числа «чужих», заинтересованных превратить население в иванов, не помнящих родства, не осознающих ценности истории предков во всех ее сложностях.

Зато, сообщают ученые, у нас воспитание молодого человека ныне переместилось в блогосферу (Касамара В.А., Сорокина А.А., Шилина А.Н. «YouTube-блогеры как агенты политической социализации российских школьников»).

Что же в этой сфере отмечают исследователи? Какова там реакция, в частности,  на актуальный политический контент? Надо прямо сказать – реакция  соответствует подаче материала. Комментарии  блогеров по поводу современной политики вписываются «в общую легкую стилистику подачи информации и носят, как правило, несерьезный характер, содержат много иронии и гротеска. Сегодняшнее поколение российских школьников — это поколение “digital natives”. Тексту они предпочитают картинки, чаты, звуки, видео на YouTube. Тексты читают быстро, переключаясь на дополнительные активности: общение в мессенджерах, публикации постов в Instagram». Такие формы коммуникации, не требующие раздумий, рефлексии, сосредоточенности, пользуются все большей популярностью у аудитории от 14 от 20 лет.

Именно с развитием интернета и появлением современных массмедиа меняются и способы усвоения «политического» содержания. По утверждению экспертов, «наряду с традиционными агентами политической социализации, такими как семья, школа, СМИ, ключевую роль в этом процессе начинают играть именно популярные блогеры, чье влияние на политические  ценности и представления подростков в настоящий момент остается недооцененным в обществе», хотя и озабоченном причинами появления персонажей вроде уже упомянутого рэпера или какого-нибудь  безбашенного Дани Милохина, молодых людей, поджаривающих сосиски на Вечном огне или фотографирующихся в непристойном виде на Красной площади.

И пока серьезные дяди и   тети во власти занимаются конструированием «молодежной политики», изначально мертворожденной, эмоциональный отклик у молодежи находят именно ролики современных YouTube-блогеров, собирающие многомиллионную аудиторию и затрагивающие волнующие подростков темы, где есть апелляция к их интересам — сексуальные отношения, доступное образование, борьба с коррупцией, экология, пацифизм.  Поколение современных подростков можно даже назвать поколением пацифистов, у которых проявление государством «жесткой силы» не вызывает безоговорочной поддержки, а служба в армии не воспринимается как необходимое требование к ответственному гражданину. Если для подавляющего большинства старшего поколения одной из главных черт советского патриотизма была готовность стать на защиту родины — так считало 86 % опрошенной советской молодежи, то сегодня только 44 % школьников считают, что истинный патриот не уклоняется от службы в армии.

Основной подход государства к патриотическому воспитанию молодежи строится, как правило,  на военных победах и достижениях. Нравственный, моральный аспект в становлении характера молодого человека отходит на задний план, формируя  негативное отношение к теме патриотизма, которая далеко не исчерпывается обязанностью служить Родине в армейских рядах.

Вместе с тем, несмотря на то что информация о политике подается блогерами практически пунктиром, она достигает большего результата в своем воздействии,  чем официальная позиция государства, транслируемая в том числе через школу. Так, например, ролики популярных блогеров в среднем набирают 9 млн просмотров, а официальные ролики Российского движения школьников или Юнармии в среднем просматривают несколько тысяч человек.

По словам экспертов, «во многом такой успех и популярность связаны с форматом подачи информации в искренней манере, с использованием «молодежного» языка, понятных шуток и выражений. Подросткам крайне необходимо найти «себе подобных» и реализовать потребность в идентификации себя с «такими же, как он».

-4

К тому же не учитывается феномен «привязанности к блогеру», «ощущение многолетнего знакомства. Блогеры становятся частью ближайшего окружения, не просто знаменитостями, на которых хочется равняться, но друзьями.

Молодые люди легко улавливает фальшь, которая вызывает реакцию отторжения. Блогеры же, по мнению подростков, не переигрывают, говорят честно, сами формируют повестку. Они не стесняются показывать себя в разных ситуациях: плачут, смеются, ошибаются и извиняются, создавая полное впечатление, что им никто ничего не навязывает. Им готовы доверять и разделять их позиции. Но главное, подростки сами хотят быть такими же. Согласно проведенному ВШЭ опросу,  блогеры входят в топ-3 желаемых профессий:23 % школьников хотели бы работать в сфере предпринимательства, 22 % — в сфере IT, — а 16 % признались, что хотели бы стать блогерами.

Самое удручающее в такой ситуации: некому  в доступном формате (с картинками, звуками, видео)  объяснить многочисленной аудитории блогеров, что при всем  разделяемом ими пацифизме, они непосредственно являются «материалом» информационной когнитивной войны.

Людмила Лаврова

Читайте больше материалов на нашем сайте