Сейчас, когда на экраны выходит один боевик за другим, трудно себе представить, что когда-то — кстати, не слишком давно — наши соотечественники не были знакомы с этим жанром вообще. Первый наш боевик (во всяком случае, его принято таковым считать) появился лишь в 1979 году. Это был фильм «Пираты ХХ века» — самая кассовая по показателям посещаемости кинолента советского и российского проката.
К восьмидесятым годам жители СССР, конечно, успели увидеть не один иностранный фильм: например, знаменитый французский «Фантомас» в дубляже «Союзмультфильма» показывали аж с лета 1967 года. Но одно дело импортный кинематограф, и совсем другое — свой, родной. Его гордостью и стали «Пираты ХХ» века, причём не на один год вперёд: их охотно показывали и смотрели в кинотеатрах до 1990 года.
К боевикам «Пиратов ХХ века» причислили потому, что там — и это было впервые в советском кино — отчётливо демонстрировались приёмы карате. К тому времени в Голливуде уже вовсю гремела слава Брюса Ли, советские подростки восторженно обсуждали преимущества разных боевых искусств, так что качественно поставленные драки в кадре зашли нашему зрителю на «ура».
До этого на протяжении многих лет карате оставалось в СССР под строжайшим запретом, а занятия им наказывались по закону. Причиной официально считалась высокая травмоопасность и несоответствие советской идеологии. Конечно, для молодежи это не стало преградой — и в результате возникли десятки, если не сотни подпольных секций, «прикрывавшихся» разрешённым дзюдо.
В конце концов советское карате достигло таких масштабов, что властям ничего не оставалось, кроме как его разрешить. В 1978 году была открыта Центральная школа карате — при созданной незадолго до этого соответствующей спортивной федерации. Её преподаватель, мастер восточных единоборств Тадеуш Касьянов ставил сцены драк для «Пиратов ХХ века» (сам играя при этом боцмана Матвеича), а его воспитанники — каратисты из Узбекистана, Казахстана и Индии — снимались в эпизодах.
Несмотря на легальный статус карате, количество сцен с драками в фильме было сведено к минимуму по требованию принимающей комиссии, которая настаивала на том, что «советское кино должно в первую очередь нести идеалы гуманизма» и по определению не может содержать слишком уж много махания кулаками.
Идея снять приключенческий остросюжетный фильм про то, как современные пираты захватили судно, пришла к знаменитому советскому кинорежиссёру Станиславу Говорухину. Он даже начал работать над сценарием вместе со своим другом Борисом Дуровым. Из-за занятости на съёмках сериала «Место встречи изменить нельзя» Говорухин в итоге предложил Дурову занятся «Пиратами ХХ века» самому.
В основу сюжета легла реальная история, прочитанная Говорухиным в газете, — о захвате итальянского судна, которое перевозило 200 тонн урана по Средиземному морю. Вся команда корабля погибла в борьбе с захватчиками, а груз исчез.
В Госкино восстали против того, чтобы в советском фильме пираты захватывали судно с ураном. Авторы сценария предложили другой вариант — груз запрещённого вещества, но и эта идея вызвала резкое неприятие киночиновников. «Что тогда должен везти корабль? Бланки партбилетов?» — возмутился Говорухин. В итоге они с Дуровым сумели продавить свои условия — но, правда, место действия от греха подальше перенесли к Филиппинам.
На главную роль — механика Сергея — Дуров планировал пригласить литовского актёра Костаса Сморигинаса, который на тот момент не был особо никому известен (да и потом, честно говоря, тоже). Возможно, для Сморигинаса попадание в «Пиратов ХХ века» стало бы звёздным часом — но мы об этом никогда не узнаем: в итоге заветная роль досталась романтическому герою советского экрана Николаю Ерёменко.
Репутация у плечистого красавца Ерёменко к тому времени сложилась специфическая: он играл в мелодрамах, поэтому представить его в роли механика, способного противостоять пиратам, Борис Дуров наотрез отказывался. Но Николай проявил редкостное упорство — сумел убедить создателя картины, что лучше Сморигинас справится с поставленной задачей, поскольку физически отлично развит, хорошо плавает и вполне прилично дерётся. Окончательным аргументом стали крепкие бицепсы Ерёменко, которые тот в качестве презентации своих достоинств дал пощупать режиссёру.
Ещё одной звездой «Пиратов ХХ века» оказался друг и однокашник Николая — уроженец Узбекистана Талгат Нигматуллин, сыгравший одного из пиратов. Он всерьёз увлекался каратэ, причём достиг в этом виде единоборств таких высот, что мог продемонстрировать удар в прыжке. Этот приём стал его коронным номером и произвёл на неискушённого советского зрителя неизгладимое впечатление.
Они с Ерёменко заявили режиссёру, что отказываются от дублёров и все трюки и драки будут отыгрывать сами. В результате им пришлось на протяжении нескольких съёмочных дней многократно швырять друг друга на бетонный пол, разыгрывая ожесточённое противостояние. Оба были с ног до головы покрыты синяками и ссадинами, и полученные травмы, как потом признавался Николай в одном из интервью, ещё долго давали о себе знать.
После выхода фильма Нигматуллин в одночасье проснулся знаменитым. Но, к сожалению, всесоюзная слава не пошла ему на пользу — скорее наоборот, погубила. Яркая роль и репутация крутого парня привлекли внимание криминальных элементов в родном Узбекистане, которым очень хотелось заполучить в свою «команду» такой ценный кадр. Связавшись с ними, актёр фактически поставил крест на блестящих перспективах в кино и погиб через шесть лет после премьеры «Пиратов».
Живописные пейзажи у побережья Филиппин, предусмотренные сюжетом, на экране изображали порт Мариуполя и его окрестности, острова туземцев — восточный берег Крыма, где на территории бывшего военного городка для съёмок возвели бутафорскую деревушку, в которой по сюжету ютились ловцы жемчуга. Сохранившиеся атрибуты режимного объекта — шлагбаумы и заборы — оказались очень кстати: с их помощью удалось отгораживать съёмочную площадку от посторонних и любопытных.
Остров, на который в фильме высаживаются моряки с «Нежина», на самом деле не существует — вместо него съёмки велись в малолюдном месте в районе Карадага. Дозор пиратов, по сюжету находившийся в непосредственной близости, на самом деле был отснят совсем в других «декорациях» — на мысе Капчик.
Не обошлось и без курьёзов: один из макетов донных мин, изготовленных декораторами из дерева, во время шторма был смыт волной с палубы и уплыл. Его пытались отыскать, но не смогли — пришлось идти с повинной к руководству Черноморского флота. Командование было вне себя: поддельная мина, с виду ничем не отличающаяся от настоящей, отправилась в неуправляемое плавание в районе активного судоходства. На поиски «беглянки» снарядили целую экспедицию из нескольких катеров, но поймать её так и не удалось.
Роль советского корабля «Нежин», на борту которого происходит основное действие боевика, сыграл сухогруз «Фатеж». Он, как и ещё несколько кораблей, был выделен для съёмок командованием Черноморского флота. На экране «Нежин» сгорел и затонул, но в жизни «Фатеж» никаких повреждений не получил — и после выхода «Пиратов ХХ века» ещё много лет был приписан к севастопольскому порту и благополучно плавал.
Сцену гибели судна сняли в бассейне гостиницы «Ялта-Интурист», где художники-постановщики и реквизиторы умудрились соорудить копии внутренних коридоров, затопленных водой — по ним и плавал Николай Ерёменко. Никакого пожара на борту на самом деле, конечно же, не было: пламя и дым источала горящая смола, помещённая в тазы на палубе.
Пиратский корабль Mercury в кадре изображал теплоход «Адмирал Лунин». После съёмок его продали Греции, которой он верой и правдой служил на протяжении следующих 20 лет, но за это время пришёл в такое состояние, что владелец почёл за лучшее затопить его, нежели тратиться на ремонт.
Итак, снявшиеся в «Пиратах ХХ века» актёры стали звёздами, продемонстрированные ими приёмы карате подтолкнули тысячи советских мальчишек записаться в спортивные секции, сама картина вошла в историю кинематографа как самый посещаемый в кинотеатрах фильм СССР, но никаких официальных регалий ленте не досталось — кроме в некотором роде издевательского почётного диплома Всесоюзного фестиваля в Душанбе.
Когда через несколько лет Говорухин, мечтая повторить успех, написал продолжение сценария, актёры, сыгравшие в «Пиратах», восприняли предложение сняться в сиквеле с поразительным равнодушием — можно сказать, отказались. В итоге сценарий был адаптирован под других исполнителей, и в 1986 году Степан Пучинян экранизировал его под названием «Тайны мадам Вонг».