Найти в Дзене
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ

Почему ребенок с РАС вас "не видит" и "не слышит"? Как начать общение?

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня поговорим о такой ситуации, когда нужно провести с ребёнком игру или занятие, а ребёнок вас "не видит", не реагирует, не откликается.. Бывает же такое?
Да, с детьми, не имеющими признаков аутизма, налаживание взаимодействия происходит значительно быстрее, так как для них не нужен подготовительный период привыкания к вам. Процесс установления контакта происходит гораздо быстрее и проще, при условии, что вы смогли заинтересовать ребенка и расположить его к себе.
С детьми с РАС дела обстоят по-другому. Те, кто встречался с такими детьми - знают, что обычно они сами не подходят к взрослому с целью познакомиться, начать общение, задать вопрос, позвать в игру или предложить её. Да даже просто не обращают на взрослого никакого внимания. Поэтому вся инициатива по налаживанию коммуникации ложится целиком на ваши плечи.
Ребёнок с РАС кажется абсолютно самодостаточным и погруженным в собственный мир, находясь как бы "не здесь" и "не с нами". Даже его

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня поговорим о такой ситуации, когда нужно провести с ребёнком игру или занятие, а ребёнок вас "не видит", не реагирует, не откликается.. Бывает же такое?
Да, с детьми, не имеющими признаков аутизма, налаживание взаимодействия происходит значительно быстрее, так как для них не нужен подготовительный период привыкания к вам. Процесс установления контакта происходит гораздо быстрее и проще, при условии, что вы смогли заинтересовать ребенка и расположить его к себе.

С детьми с РАС дела обстоят по-другому. Те, кто встречался с такими детьми - знают, что обычно они сами не подходят к взрослому с целью познакомиться, начать общение, задать вопрос, позвать в игру или предложить её. Да даже просто не обращают на взрослого никакого внимания. Поэтому вся инициатива по налаживанию коммуникации ложится целиком на ваши плечи.

Ребёнок с РАС кажется абсолютно самодостаточным и погруженным в собственный мир, находясь как бы "не здесь" и "не с нами". Даже его взгляд кажется каким-то прозрачным, не сфокусированным на нас, словно он смотрит не на человека, а сквозь него.
Вытащить ребенка из его мира и помочь ему включиться в какую-либо деятельность часто бывает непросто.
Ребёнок с РАС, прежде чем "увидеть" вас, "услышать" и откликнуться на ваши вопросы, должен сначала к вам привыкнуть.

Что же делать? Как сделать так, чтобы ребенок вас не испугался, не проявил негативную реакцию, а привык к вам, обратил на вас внимание, впустил вас в свой мир и начал вам доверять?

Для этого я могу предложить вам некоторые приёмы, которые по-настоящему работают, и которые я использую в своей практике.

Как начать общение с ребёнком с РАС? Приёмы

  • Самое главное, что необходимо помнить - к детям нужно относиться с любовью и добротой, и искренне стараться их понять. Как бы банально это ни звучало. Ваше отношение чувствуют все дети, а дети с какими-либо особенностями - наиболее остро, у них это происходит на уровне подсознания, они мгновенно считывают ваш настрой и отношение к ним. Пусть даже внешне это и незаметно.
  • Старайтесь больше находиться рядом с ребенком когда он играет, рисует, лепит, или просто раскладывает предметы рядами - в его свободной деятельности. Главное - не навязывайтесь ему, не пытайтесь заставить его обратить внимание на вас или играть по вашим правилам. Просто будьте рядом и наблюдайте.
    Только помните о том, что находиться нужно именно
    рядом с ним, а не в другом конце комнаты. Вы должны постоянно попадать в поле его зрения, но активно обращать на себя его внимание не нужно.
  • Не говорите громким голосом, не шумите. Вести себя слишком резко, размахивать руками тоже нельзя.
  • Находясь рядом с ним - делайте то же, что делает он, "копируйте" его действия.
    Раскладывает кубики? Отлично, садитесь рядом с ним на пол и тоже раскладывайте кубики. Лепит из пластилина? Возьмите пластилин и лепите рядом с ним. Да что угодно, повторяйте любую его целенаправленную деятельность.
  • Если у ребенка отсутствует целенаправленная деятельность (полевое поведение), он хаотично бегает, вокализирует, размахивает руками - то понаблюдайте за ним, какие предметы или звуки его интересуют. Также внимательно наблюдайте за его взглядом - на чем он может его остановить и задержать, пусть даже очень непродолжительное время. Проследите, в какую сторону он смотрит, на какой предмет или игрушку. Дальше - начните использовать интересующий ребенка предмет для совместной деятельности.
  • Когда ребёнок к вам немного привыкнет - пробуйте помогать ему в его играх или занятиях. Именно помогайте - тихонько, не пытайтесь изменить его игру так, как этого хочется вам.
    Выкладывает кубики в ряд - продолжайте его ряд самостоятельно, подавайте ему кубики. Играет с буквами или цифрами? То же самое. И внимательно следите за реакцией ребёнка, чтобы не "перегрузить" его своим присутствием и не вызвать негативную реакцию.
  • Если ребёнок говорит, пусть даже это эхолалия (повторение услышанного) или отсроченная эхолалия (вспоминает и говорит что-то, что слышал давно), то внимательно слушайте, пытайтесь понять, что именно он говорит и о чём. Пробуйте повторять это, или развить эту тему немного дальше.
    То есть, если это фразы из его любимого мультика или песни - вспомните эту песню и напойте ему. Вспомните, что ещё происходило в его любимом мультике, героев, которые в нём были, и просто называйте их, или их действия.
  • Знаете какой у ребёнка любимый мультик? Отлично. Дети с РАС часто говорят фразы из этих мультиков, пробуют лепить, рисовать, играть в эти мультфильмы. Со стороны это будет мало похоже на игру, но по некоторым действиям или его словам - это можно понять. Нужно только захотеть. Присоединяйтесь к нему, иногда говорите, комментируйте как бы "в пустоту".
  • Внимательно наблюдайте за тем - с чем играет ребёнок, его любимые персонажи, предметы, игрушки. На основе этого придумывайте свою игру, пусть даже самую простую, но с этими игрушками или персонажами. Любит транспорт? Катайте с ним машинки: друг другу, стройте гаражи, тоннели. Делайте и запускайте бумажные самолётики.
  • Когда ребенок немного к вам привыкнет - ненавязчиво задавайте вопросы, относительно того, чем он занимается - что рисует, лепит, строит, раскладывает. Не ждите, и ни в коем случае не требуйте от него ответа сразу. Если ребёнок привык к вам, стал вам доверять, то в большинстве случаев, если он говорящий - ответит на вопрос. Со стороны будет казаться, что отвечает он не "вам", а "в пустоту", или самому себе, но на самом деле это не так. И если он таким образом вам отвечает, то вы уже достигли больших успехов.
  • И напоследок. К некоторым детям, если вы с ними не знакомы, нельзя внимательно смотреть в глаза, обращаться по имени или как-то напрямую обращаться к нему - "ты", "пойдём", "давай будем делать вот это..". Такое обращение может вызвать негативную реакцию - плач, крики, самоагрессию. Нужно всегда помнить об этом и избегать прямого обращения к ребёнку, хотя бы в период установления контакта с ним.

Надеюсь, что эти приемы помогут вам, уважаемые родители и педагоги, установить контакт с ребенком, лучше понять его, найти к нему подход и выстроить доверительные отношения.

Мои статьи на похожие темы:

Аутизм + умственная отсталость. Почему могут неправильно поставить диагноз? Разбираемся.
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ21 апреля 2021
Может быть, у ребенка не аутизм? Какие проявления точно указывают на РАС, а над какими стоит задуматься
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ13 июля 2021
Аутизм и сенсорная алалия. Как отличить?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ4 августа 2021
Как могут разводить на деньги в медицинских и коррекционных центрах?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ23 сентября 2021

=================================
Мой канал в Телеграм: АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ (нажимайте на ссылку, либо набирайте название канала в строке поиска)
________________________________
Уважаемые читатели, также в Телеграме создан КЛУБ-чат для объединения родителей и педагогов!
Присоединяйтесь, чтобы:
- Задавать интересующие вопросы и получать на них ответы
- Получать полезную литературу, игры, ссылки, материалы для работы с ребенком
- Делиться ссылками, играми и методической литературой друг с другом, с теми, кому это действительно нужно
- Делиться опытом работы и интересными находками в обучении детей
- Получать помощь и поддержку от меня и других участников группы

Набирайте в Телеграме "Особенный КЛУБ", либо переходите по этой ссылке.
________________________________
Если у Вас появились вопросы - задавайте, с удовольствием отвечу. В случае, если Вы хотите задать более личный вопрос или узнать подробнее о литературе для особенных детей, пишите мне на почту:
asya.defectologist@mail.ru