Найти в Дзене

В Средневековье человеку, непроизвольно мечущемуся между двумя полюсами этих качелей, приходилось очень непросто.

И лишь постепенно, если человек был открыт этому процессу, ему открывалась истина, что середина и есть то лучшее, что может быть. Как это ни странно, но середина — это не какой-то непонятный компромисс, которого мы страшимся, но место, где мы можем пережить радостные мгновения и испытать миг наивысшего наслаждения. Величественные видения религиозного мира — скажем, то, что мы находим в Книге откровений Иоанна Богослова — имеют, в основе своей, высочайшее чувство симметрии и баланса. Они представляют нам ту самую середину, которую мы так превозносим. В Древнем Китае это называлось Дао и объяснялось, что срединный путь — не компромисс, но творческий синтез.

Но человек не может подолгу находиться в центральной точке, как бы на острие бритвы, вне времени и пространства. Достаточно одного мгновения, оказавшись в этой центральной точке, чтобы наполнить смыслом последующие годы нашей обыденной жизни. В Индии существует даже поверье, что если человек задержится в этом месте дольше, чем на мгновение, то он потеряет ориентацию и умрет. Но вообще-то большинству из нас это не грозит.

Для жизни на Западе более подходящим было бы следующее определение: «мы находимся в середине этих качелей, а наши ноги плотно прижаты», что и позволяет нам балансировать с такой легкостью. Это поддерживает Дуальность, но при этом и та, и другая сторона вполне досягаемы. То равновесие, которое поддерживается, не позволяет произойти серьезному расщеплению. И это не какой-то непонятный компромисс, но сильная жизнь, в которой есть баланс.

Вступая во взрослую жизнь практически все усилия человека оказываются направлены на дисциплину. Человек постигает свою будущую профессию, узнает нормы, приемлемые в социальной жизни, подготавливает почву для вступления в брак, укрепляет материальную базу — и вся это неизбежно приводит к тому, что рядом с ним появляется большая Тень. Есть то, что приходится оставить позади; многое так и остается «невыбранным» в силу ожиданий данной культуры. Приближаясь к среднему возрасту процесс культурного развития оказывается главным образом завершен, и это очень скучно. Возникает такое чувство, как будто бы мы пустили на это всю нашу энергию, при этом энергия Тени — огромна. Тогда, совершенно неожиданно для себя, мы можем начать разрушать то, что когда-то с таким трудом создавалось. Мы можем влюбиться, разрушить свой брак, уйти с работы, пытаясь избавиться от всей этой рутины. Надо заметить, что это очень опасные моменты, но они могут подготовить почву для целого нового этапа в жизни, если мы научимся извлекать энергию из Тени и правильно ее использовать.

Когда-то у меня проходил терапию художник, который постоянно рисовал брови. У пего было бесчисленное множество таких целлюлоидных картинок, а вместе эти картинки представляли анимационный мультфильм. Этому художнику настолько хорошо удавалось изображать брови, а в рисунках было столько экспрессии, что он вообще ничего больше не делал. И так продолжалось изо дня в день, из года в год, до тех пор, пока однажды он не оглянулся вокруг» произнес какое-то ругательство и пошел куда глаза глядят. А теперь этот человек, переживающий кризис середины жизни, стоял передо мной. У него больше не было той основы, которая так ему помогала. Я попытался объяснить ему, что он совершенно истощен, — если говорить о той составляющей его жизни, — и ему придется войти в контакт со своей непрожитой Тенью, если он хочет обрести новые жизненные силы. Это был очень интересный человек, но войти в контакт со своей Тенью оказалось для него совсем непросто. На начальных этапах ему в этом помогли непроизвольные ругательства. Вообще, если к этому подходить грамотно, то это может стать новым источником творческих сил и открыть новые ресурсы в жизни. И, напротив, топорный подход приведет лишь к разрушениям, а также утрате формы и структуры. Между Раем и «дном», — лишь акт сознания, не более того.