Найти в Дзене

История наземных самолетов SAAB

Шведское акционерное общество по производству самолетов ! Именно это обозначает аббревиатура SAAB . Причём здесь самолеты ? Всё просто дело в том , что с 1937 года дабы обезопасить себя от одного агрессивного соседа Швеция начала строить самолеты . Бомбардировщики B-17 и штурмовик j-21 .

Бомбардировщик B-17
Бомбардировщик B-17
штурмовик j-21
штурмовик j-21

Эти боевые машины должны были хоть как-то сдержать от безумного набирающего военную мощь диктатора . Но когда вторая мировая война прошла самолеты стали особо не нужны . И чем же заняться ? Кроме авиатехники молодой и амбициозной компании . Автомобили ! Тем более что в послевоенной Европе на этот вид транспорта прогнозировался повышенный спрос . Так из авиаконструкторов набрали 16 человек , и люди у большинства которых по слухам не было водительских прав , начали разрабатывать автомобили .

В 1946 году на дороги выехал первый прототип saab 92 . Цифры 92 это индекс до этого цифры 91 , 90 и т.д. присуждались исключительно самолетам .

Saab 92
Saab 92

Саабовцы решили продолжить нумерацию но уже на автомобилях . Даже при беглом взгляде на дизайн прототипа прослеживается авиационные черты , кузов очень похож на фюзеляж самолета , закрытые колеса , характерная поясная линия , заостренный передок сразу было видно что аэродинамика дело рук авиаконструкторов . После 3 лет испытаний из цехов saab вышел готовый вариант серийного автомобиля . И хоть по дизайну он был не столь радикальным как прототип с технической точки зрения это был один из самых современных автомобилей той эпохи . Независимая подвеска всех колес переднеприводный несущий кузов 2 тактный 2 цилиндровый двигатель мощностью 25 л.с. разгонял авто до достойных как на то время 100 к.ч. . Из необычного и забавного это указатели поворотов в виде откидных флажков из стоек и цвет исключительно зеленый . Просто на складах еще с войны осталось большое количество маскировочной зеленой краски . Не пропадать же добру здраво рассудили в компании saab . Швеция это страна с большими автоспортивными традициями . Всего через 2 недели после начало производства saab 92 вышел на старт шведского ралли и сразу же занял 2 место в своем классе . Это обратило не малое внимания к интересному авто и продажи не заставили себя долго ждать .

Далее саабовцы стали развивать успешную концепцию после 92 появился saab 93 .

saab 93
saab 93

Главные изменения были двигатель вместо 2 цилиндров под капотом прописался 3 цилиндровый мотор . Этот моторчик как это не странно обладал великолепными возможностями для повышения мощности . Ну и как же можно этим не воспользоваться если дело касается автоспорта . Ведь лучшей рекламой чем гонки сложно было представить . На ралли и кольцевых гонках тех лет автомобили saab были одни из самых быстрых . При весе всего 800 килограмм раскочегаренный со стоковых 33 л.с. до 65 л.с. 93 saab нередко объезжал более мощные но при этом более тяжелые автомобили . Небольшой авто стал раллийной грозой и соревноваться с ним было очень сложно . Автоспортивные победы saab тесно связанные с гонщиком Эриком Карлссоном . Выступая сначала на 93 модели а потом на saab 96 этот человек превратился в настоящую легенду автоспорта .

Эрик Карлссон
Эрик Карлссон

болельщики и пресса обожали этого шведа за очень агрессивный стиль пилотирования . Мощности 3 цилиндрового двигателя хватало далеко не всегда так как разгон и динамика не была сильной стороной небольшого авто набрав скорость важно было её удерживать он ехал в полный газ там где другие сбрасывали выглядело это невероятно эффектно и бесстрашно хоть и приводило это иногда к досрочному завершению заезда на крыше . Среди фанатов ралли за Эриком Карлссоном закрепилось прозвище карлосон который живет на крыше . По аналогии со знаменитой детской повестью . Люди спрашивали у Эрика Карлссона почему saab с его 2 тактным двигателям мощностью всего 75 л.с. настолько успешен ? И он отвечал 2 тактный двигатель был фантастическим надежным если он работал при выезде из ворот завода то не было сомнений что он будет работать и на финише ралли чтобы не случилось а так же saab был маленькой машинкой с легким двигателем и передним приводом машина прекрасно сбалансирована и имела фантастическое сцепления но надо было обладать определенной отвагой чтобы быстро спускаться со склонов потому что подниматься в горку все же было тяжело . Эриком Карлссоном было выиграно огромное число раллийных гонок . Он настоящая звезда ралли и вместе saab они были невероятно популярны звездами ралли той эпохи .

Выигрывались гонки автомобили прекрасно продавались . Марка saab развивалась и становилась популярна по всему миру . но пришло время разработать абсолютно новую модель тем более до этого все модели были скорее глубоким рестайлингом чем действительно новыми авто . Следующим знаковым автомобилям для марки стал saab 99 .

saab 99
saab 99

На нем саабовцы особо отличились ушел в прошлое примитивный 2 тактный двигатель он уже не отвечал современным требованиям как по экологическим нормам так и по мощностным . На его местно встал 4 цилиндровый 4 тактный мотор . В первую очередь удивления вызвало компоновка двигателя и кпп дело в том что коробка передач находилась под двигателям а сам двигатель был развернут на 180 градусов то есть маховиком вперед при такой компоновке очень легко было менять сцепления а уникальная конструкция кпп прямо под двигателям восхищало своей смелостью и оригинальностью . Saab 99 знаменит еще и тем что это один из первых в мире автомобилей на двигателе которого стали устанавливать турбонаддув . Первый saab 99 турбо сошел с конвейера в 1977 году и уже тогда стал легендой который мечтал владеть каждый . Их можно понять ведь 143 л.c. и разгон до 100 в районе 8 секунд это были отличные показатели для конца 70 но саабовцы решили пойти дальше и создали еще одну модификацию версию турбо s уникальна она тем что оснащалось системой впрыска воды в цилиндры . Именно впрыск воды в цилиндры ! Многие удивятся да как это вообще возможно ? Две не совместимые стихии вода и огонь но впрыск воды широко применялся еще во 2 мировую войну на военных самолетах для кратковременного повышения мощности так называемый форсаж и вот практический такую же систему саабовцы применили на своем автомобиле . Вода в очень малых дозах впрыскивалась в впускной колектор и смешиваясь с топливо воздушной смесью охлаждало её при этом плотность охлажденной топливо воздушной смеси повышается и происходит лучшее наполнение цилиндров попадая в камеру сгорания от контакта с раскаленной поверхностью вода мгновенно превращается в пар . Вода испаряясь создает дополнительное давления степень сжатия повышается . Впрыск воды давал добавку мощности около 15% так же вредные выбросы уменьшались , уменьшалось и скорость горения смеси в цилиндрах а это снижало риск к детонации в будущем воду стали смешивать со спиртом но а далее появились интеркулеры и необходимость в такой системе практический отпала саабовцы в очередной раз прибегли к авиационным технологиям авиаторские корни не спрятать . У этого автомобиля было еще кое какие особенности как раз с этой модели почти во всех авто от saab замок зажигания размещался между сиденьями . Это делалось ради безопасности чтобы в случае аварии ключ зажигания не мог повредить вашу коленку ну и самовосстанавливающиеся бампера это еще одна вишка шведского бестселлера это модель стала очень популярной как на родине Швеции так и за её пределами .

После saab 99 в 1979 году выходит saab 900 бестселлер самый продаваемый автомобиль марки . В этом авто было все . Интересный дизайн , высочайшее качество исполнения , безопасность . Надежность 900 saab была беспрекословно и не поколебимо , и это доказывало не единожды .

saab 900
saab 900

Дабы не быть голословным вот вам факты : Коммивояжёр из США Питер Гилбер за 17 лет владения saab 900 накатал на ней 1600000 км . За этот пробег владелец заменил одну шестеренку в кпп а в 2 литровом 175 сильным турбо двигателе 3 раза менялась прокладка головки блока цилиндров и это самое серьезное поломки за всю историю автомобиля . Поразительно сейчас этот автомобиль находится в музее города Хартфорд это один из самых знаменитых автомобилей в мире с таким огромным пробегом . А вот вам другой факт : но уже о безопасности так же как другой шведский автопроизводитель volvo компания saab была очень сильно повернута на сохранения жизни и здоровья своих клиентов беспрецедентное усиления конструкции кузова передовой компьютерный расчет зон деформации огромное число краш тестов все это дало свои плоды saab 900 стал самым безопасным автомобилем Европы . Знаменитая передача топ гир даже правила свой краш тест с высоты 2,5 метра крышей вниз сбросили 2 автомобиля bmw 3 серии и saab 900 таким не очень научным способом удалось оценить прочность силовой структуры кузова главным образам так можно оценить последствие после переворота ведущие удивлялись на сколько крепка оказалось конструкция шведского автомобиля . Как говорится оцените разницу .

Потом saab скооперировался с fiat . Чуть позже она поменяла несколько владельцев и в итоге обанкротилась .