Осень для хореографа Джорджа Баланчина была очень продуктивным сезоном: только в ноябре состоялось несколько премьер его постановок.
«Концертная симфония»: сценическое состязание под музыку Моцарта
Этот одноактный балет публика впервые увидела 5 ноября 1945 года. Площадкой для выступления стал нью-йоркский «Карнеги-Холл», а музыкальным материалом — сочинения Моцарта. Изначально Джордж Баланчин назвал эту постановку «Приключение в балете». Действие в спектакле строилось как состязание двух солисток: одна балерина танцевала под звуки скрипки, второй аккомпанировал альт. В премьерном показе участвовали ученики «Школы американского балета».
Два года спустя Баланчин вновь показал эту постановку — теперь балет шел с участием Марии Толчиф и Танакиль Леклерк, которая была четвертой женой хореографа.
«Четыре темперамента»: визитная карточка нью-йоркского балета
Уже через год жители Нью-Йорка познакомились с новым сценическим детищем Джорджа Баланчина: премьера постановки «Четыре темперамента» состоялась 20 ноября 1946 года в Центральной средней школе игольного дела. Сам хореограф написал об этой постановке на музыку Пауля Хиндемита в книге «Сто один рассказ о большом балете»:
«Балет представляет собой выражение в танце и музыке четырех различных темпераментов: меланхолика, сангвиника, флегматика, холерика. Каждый из нас обладает признаками всех четырех. Все зависит от того, какой из них доминирует».
Спектакль состоял из пяти частей: темы и четырех вариаций. Три пары исполняли три па-де-де, у каждого музыкального и хореографического изложения было свое настроение. Например, вариацию «Флегматик» солист начинал танцевать в одиночестве, в вариации «Сангвиник» пара вальсировала, активно жестикулируя, а в вариации «Холерик» на сцене оказывались все артисты сразу.
Со временем балет «Четыре темперамента» стал знаковой постановкой для американской школы, одним из самых знаменитых спектаклей в исполнении артистов нью-йоркского балета.
«Тема с вариациями»: «прекрасное время» в балете
Два года спустя, 26 ноября 1947 года, на сцене Городского центра музыки и драмы в Нью-Йорке состоялась премьера балета «Тема с вариациями». На постановку хореографа вдохновила финальная часть Третьей сюиты Чайковского. Нью-йоркский дебют этого спектакля не был абсолютным — двумя месяцами ранее, в сентябре 1947 года, его увидели в Ричмонде, — но точно был масштабным. В постановке солировали звезды АВТ («Американский балетный театр») Алисия Алонсо и Игорь Юшкевич. Как впоследствии вспоминал Баланчин, его задачей было «пробудить то прекрасное время в классическом танце, когда русский балет процветал благодаря музыке Чайковского».
Постановка была бессюжетной: вариации солистов перемежались танцами кордебалета, а кульминацией стали лиричное парное адажио и соло балерины. В финальном полонезе участвовали все артисты, задействованные в постановке, — 26 человек.
«Жар-птица»: несколько версий спектакля-долгожителя
Пару лет спустя хореограф вернулся в Городской центр музыки и драмы с еще одной премьерой, и случилось это опять осенью. 27 ноября 1949 года публика впервые увидела «Жар-птицу» Джорджа Баланчина на музыку Игоря Стравинского. Костюмы для танцоров создал Марк Шагал, а в образе Жар-птицы на сцену вышла балерина Мария Толчиф. Именно эта роль принесла артистке статус примы и всеобщее признание.
Этот балет был знаковым для самого Баланчина: он лично участвовал в постановках Федора Лопухова и Михаила Фокина, а также неоднократно видел «Жар-птицу» из зрительного зала. В дальнейшем американская версия спектакля стала репертуарным долгожителем, задержавшись до 1965 года. А в 1970 году Баланчин вернул постановку на сцену с новыми костюмами и декорациями. Десять лет спустя «Жар-птица» вновь вернулась: эту версию 1970 года балетмейстер максимально приблизил к самой первой премьере 1949 года.
«Шотландская симфония»: бессюжетный романтизм
11 ноября 1952 года Джордж Баланчин вновь предложил публике симфонический балет. Он поставил одноактный спектакль «Шотландская симфония» для «Нью-Йорк Сити балет». Музыкальным сопровождением послужило произведение Феликса Мендельсона, написанное по канонам романтизма.
Балет Баланчина состоял из трех частей. Действие начиналось с кордебалета: артисты выходили на сцену в шотландских костюмах. Вторая часть состояла из адажио, вдохновленного балетными постановками романтизма, в частности «Сильфидой». В финальной части вновь появлялся кордебалет, а в промежутках — па-де-де солистов.
Сюжета в постановке не было, однако танец не просто передавал ритмико-мелодический рисунок, но и раскрывал атмосферу симфонии.
Именно «Шотландская симфония» стала первым балетом Джорджа Баланчина, официально перенесенным на российскую сцену. Право первой постановки получил Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова — ныне Мариинский. Эта премьера состоялась в 1989 году, 37 лет спустя после американской.