Найти тему
ХомякBusinessInvest

Психология ценообразования на примере вторичных машин и жилья. Заскоки биржевых хомяков

Здравствуйте, достопочтенные хомяки.

В инвестициях и биржевой торговле огромную роль играет психология. На мой взгляд, даже гораздо большую роль, чем технические навыки. И принципы ценообразования во многом определяются психологией толпы. То есть, работой коллективного бессознательного биржевых хомяков. И как это всё работает, разберём на сравнительном примере с вторичными рынками авто и недвижимости. Кто тесно сталкивался и с тем и с другим, наверняка вынес не мало опыта из этих сделок. И наверняка знает, что масса заскоков существуют и с той и с другой стороны. Лично я 3 раза был покупателем авто на вторичке, соответственно дважды продавцом, и один раз покупателем квартиры. И вот итоги наблюдений:

Заскоки продавца:

1. Эффект владения - все мы проникаемся любовью к своиму имуществу. И в наших мозгах оно начинает стоить дороже, чем его оценивает рынок. И неполадки в авто для нас не такие критичные, так как мы к ним привыкли. И ремонт двадцати летней давности не такой уж и убитый, по той же причине. Да и компании в нашем портфеле самые лучшие. Не мог же я выбрать УГ.

2. Цепная реакция - цена увеличивается по цепочке. Условный Вася, выставляя свою ласточку на продажу сначала мониторит рынок. И выставляет её на 10% дороже рынка, в расчёте на дурака. При этом среднерыночная цена сформирована перекупами и такими же Васями. А значит уже завышена. В след за нашим героем на рынок приходят такие же Васи и Пети. И поднимают ценник дальше. Так цены растут без объективных на то причин. Также и на бирже.

3. Цель продажи - кто выбирал себе квартиру, наверняка сталкивался с продавцами, которые хотят за свою однушку 4кк, хотя её красная цена 3кк. В торгах такие персонажи не пододвинутся ни на копейку, потому что у них есть два весомых аргумента. Первый и главный - трёшка, которую я присмотрел стоит шесть, поэтому дешевле продавать мне нет смысла. Адекватному человеку понятно, что продавать за 4кк тоже нет смысла. Потому что за 4 никто не купит. Но эти кадры все равно продают. Ведь у них есть второй аргумент:

4. Вера в чудо - а вдруг придёт мужик с деньгами и захочет купить именно мою квартиру? Именно вот это "а вдруг он придёт" я испытал на себе, когда обвалились акции Тала, которые у меня были.

Примерно вот так. Чувак, я до сих пор тебя жду
Примерно вот так. Чувак, я до сих пор тебя жду

Кстати, иногда он действительно приходит. И тогда рождается следующий заскок.

5. Эффект от наличия покупателя - когда появляется тот самый мужик с деньгами, продавцу срывает крышу. И он верит в то, что его хоромы должны стоить ещё дороже. И он поднимает цену. И начинает ждать следующего мужика с деньгами. Соответственно на бирже, в роли мужика с деньгами выступает перевес покупателей. Яркий пример аналогии с биржей - полёт Брэнсона. Из-за жадности многие вместо фиксации прибыли ждали роста цены за сотку. И стали долгосрочными инвесторами.

Теперь переходим к стороне Б.

Заскоки покупателя:

1. Эффект базы - покупатель всегда сравнивает цену со своим собственным шаблоном. Например, если в последний раз я смотрел цены на жильё 5 лет назад, то любые сегодняшние цены будут для меня непомерно высокими. Сегодня доллар по 72 выглядит дорого. Ведь пару недель назад он был по 69. А пол года назад, после цены в 76, 72 было бы очень дёшево. Налетай, торопись.

2. Стремление к скидке и экономии - ничто не радует покупателя так, как выбитая скидка. Некоторые не успокаиваются, пока не выбьют своё. Продавцы это знают и закладывают эту дельту в цену. Так, покупатель получает скидку. Точнее иллюзию скидки, а продавец реализует товар по запланированной цене.

3. Фананатичное стремление к скидке и экономии - особо упорные покупатели торгуются до конца. И принципиально не заплатят копейкой больше, чем планировали. Они лучше уйдут без покупки. На вторичном рынке авто такие покупатели ходят пешком. А на бирже, такие хомяки годами упорно сидят в кэше, ждут коррекции и вкусной цены. А весь рынок в это время прёт вверх, с менее принципиальными счастливыми хомяками на борту. Как говорится, "Не гонялся бы ты поп за дешевизной".

Краеугольным камнем между продавцом и покупателем выступает третья сторона - посредники, куда же без них. Они умело играют на заскоках первых и вторых.

Заскоки посредников:

1. Повсеместное присутствие, как способ навязывания услуг - на рынке авто и недвижимости очень сложно найти реального продавца. По наиболее ликвидным моделям и объектам количество перекупов и риэлторов зашкаливает. Люди порой вынуждены переплачивать за их услуги, потому что не в состоянии обойти эту полосу препятствий. На бирже посредников, как элемент рынка, вообще не обойти. Можно лишь сократить их присутствие.

2. Излишняя жадность и безпринципность - стремление поиметь свою маржу с обеих сторон. Для этого, на продавца оказывается давление и сбивается цена. А затем обрабатывается покупатель. Ему же товар впаривается как конфетка. Здесь приведу личный пример при поиске квартиры. Когда подбирали, на каждый вечер у нас с женой был составлен маршрут, и мы просматривали по 3-4 квартиры. Есть такая категория квартир - однодвушки. Посмотрели мы с женой однушку из этой серии за 2200. А дальше по списку шла двушка, в этом же подъезде за 2500. Встретили мы на крыльце риэлтора, начали диалог, и я с первых слов понял, что нас сейчас поведут в туже квартиру, из которой мы только что вышли. Я сказал риэлтору, что мы уже всё посмотрели у собственника. И какова же была его реакция. Он лихо пошёл в наступление:

- А зачем вы так делаете? Если позвонили нам, то зачем смотреть эту же квартиру с другими? Мол, так дела не делаются.

Я его сразу осадил.

- А почему вы врёте в объявление? Я сейчас посмотрел однушку на 12 этаже, а у вас в объявление двушка на 14м. Поехали на 14й, покажите нам свою двушку.

Он стал извиняться и рассказывать, что всё равно, нам обязательно нужно покупать только через него. Он выбьет у собственника скидку на 100 тысяч, конкретно на эту квартиру, и для нас она будет стоить всего 2400. И ещё на услуги агентства скидон сделает. Так красиво заливал, что я не стал прерывать его речь. Но когда он начал втирать одно и то же по третьему кругу, я всё же выдал:

- Так мы сейчас у собственника смотрели за 2200. В чём наша выгода от работы с вами?

Парень затроил, попятился назад и вдруг вспомнил, что его уже следующий клиент ждёт.

3. Впарить любой ценой - кто хоть раз покупал машину на вторичке, наверняка слышал коронную фразу перекупов: за машину не стыдно, не бита, не крашена, вложений не требует, состояние нового автомобиля, сел и поехал. И при осмотре таких экземпляров за машину почему то становится стыдно.

Также красиво на фондовой бирже преподносятся услуги, которые вам не нужны.

4. Завышенное ЧСВ - многие посредники завышают значимость своих услуг. Вам таких историй расскажут, как на рынке всё страшно. И как вы можете встрять без их услуг. Например автоподборщики - в 90% случаев это просто парень с толщиномером. Но как впариваются их услуги. И все проверим, и техническую часть, и по базе пробьем. Зная вин, проверить по базе можно самостоятельно на гос услугах. Это займёт 10-15 минут. Но посредники внушают неосведомленному клиенту, что всё очень сложно, что всё очень страшно, что разобраться во всём самостоятельно не реально. А если даже и разберёшься, то шанс ошибиться очень большой. Прям как на бирже. Купил бы ты хомяк наши услуги, а то прибыль упустишь, да убытки считать устанешь. Вот только соль в том, что услуги большинства посредников не гарантируют положительного результата.

5. Не честные схемы - к сожалению, недобросовестных посредников гораздо больше чем добросовестных. Поэтому, найти честного посредника порой сложнее, чем разобраться во всём самому. У одного знакомого был случай с автоподборщиком. Искал он себе машину за 800. Посредник нашёл ему хлам за 700 и договорился с продавцом, чтобы тот перевыставил объявление за 800. А он впарит его авто покупателю за эту цену, всё что сверху пополам. Только заговор был раскрыт, поскольку клиент сам мониторил рынок и всё перепроверял.

6. Подсадные утки - прожженые посредники знают, что покупатель не хочет иметь с ними дело. Поэтому, повсюду раскидывают заманухи. С квартирами было, смотришь планировку - конфетка. И цена чуть ниже рынка. А звонишь - а там агентство, и квартира к сожалению уже продана... А что вас интересует?

7. Способность выстраиваться в цепочки - они не конкурируют за клиента. Они выстраиваются в цепь, где каждый наровит отщипнуть от клиента свое. Один раз доводилось видеть в МФЦ целый циганский табор из риэлторов. А клиентов было 3 человека.

Ладно, пора закругляться. Хомяки не любят слишком много букв 🐹. Есть что добавить или возразить, добро пожаловать в комментарии. Делитесь своим опытом, будет интересно.

Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе движения биржевых хомяков и постигать финансовую мудрость биржевых хомяков. Постигать её удобнее всего через путеводитель:

Не является инвест идеей или рекомендацией. Каждый хомяк должен сам решать, как ему сливать депозит.

#инвестиции #биржа #финансовая грамотность