Возможно, можно сказать, что конституция, которая оказывает равное влияние, как человек на человека, на наиболее и наименее образованных, тем не менее способствует прогрессу, потому что постоянные призывы к менее образованным классам, упражнение, данное их умственным способностям, и усилия, которые более образованные обязаны прилагать для просвещения их суждений и избавления их от ошибок и предрассудков, являются мощными стимуляторами их развития в интеллекте. Я признаю, что этот наиболее желательный эффект действительно связан с допуском менее образованных классов к некоторым и даже к значительной доле власти, и уже усиленно поддерживаю это. Но теория и опыт одинаково доказывают, что встречный ток возникает, когда они становятся обладателями всей власти. Те, кто верховен над всем, будь то Один, или Несколько, или Много, больше не нуждаются в руках разума; они могут заставить свою волю восторжествовать; а те, кому невозможно противостоять, обычно слишком довольны своим собственным мнением, чтобы быть готовыми изменить его или без нетерпения слушать любого, кто говорит им, что они неправы. Позиция, которая дает самый сильный стимул для роста интеллекта,-это позиция восхождения к власти, а не ее достижения; и из всех точек покоя, временных или постоянных, на пути к господству, та, которая развивает лучшие и высшие качества, - это позиция тех, кто достаточно силен, чтобы заставить разум одержать верх, но недостаточно силен, чтобы победить разум. Это положение, в котором, в соответствии с изложенными нами принципами, должны, насколько это практически возможно, находиться богатые и бедные, высокообразованные и малообразованные, а также все другие классы и конфессии, разделяющие общество между ними; и, сочетая этот принцип с принципом, в противном случае справедливым, допускающим превосходство веса над превосходством умственных качеств, политическая конституция достигнет такого относительного совершенства, которое единственно совместимо со сложной природой человеческих дел.
В предыдущем аргументе в пользу всеобщего, но дифференцированного избирательного права я не принимал во внимание разницу полов. Я считаю, что это так же совершенно не имеет отношения к политическим правам, как разница в росте или цвете волос. Все люди одинаково заинтересованы в хорошем правительстве; оно одинаково влияет на благосостояние всех, и они одинаково нуждаются в голосе в нем, чтобы получить свою долю его благ. Если и есть какая-то разница, то женщины нуждаются в этом больше, чем мужчины, поскольку, будучи физически слабее, они в большей степени зависят от закона и общества в плане защиты. Человечество уже давно отказалось от единственных предпосылок, которые подтверждают вывод о том, что женщины не должны иметь права голоса. Теперь никто не считает, что женщины должны находиться в личном рабстве; что у них не должно быть никаких мыслей, желаний или занятий, кроме как быть домашней рутиной мужей, отцов или братьев. Это разрешено незамужним и мало хочет, чтобы замужним женщинам было позволено владеть собственностью и иметь финансовые и деловые интересы таким же образом, как и мужчинам. Считается подходящим и правильным, чтобы женщины думали, писали и были учителями. Как только эти вещи признаются, политическая дисквалификация не имеет никакого принципа, на котором можно было бы основываться. Весь образ мышления современного мира со все возрастающим акцентом выступает против требования общества решать за отдельных людей, для чего они годятся и для чего не годятся, и что им следует и не следует позволять пытаться. Если принципы современной политики и политической экономии хороши для чего-либо, то только для того, чтобы доказать, что об этих моментах могут правильно судить только сами люди; и что при полной свободе выбора, везде, где есть реальные различия в способностях, большее число будет применять себя к вещам, для которых они в среднем наиболее приспособлены, и исключительный курс будет избран только исключениями. Либо вся тенденция современных социальных улучшений была неправильной, либо она должна быть направлена на полную отмену всех исключений и ограничений, которые закрывают для человека любую честную работу.
Но даже не нужно так много поддерживать, чтобы доказать, что женщины должны иметь избирательное право. Если бы это было так же правильно, как и неправильно, что они должны быть подчиненным классом, ограничиваться домашними занятиями и подчиняться домашней власти, они тем не менее нуждались бы в защите избирательного права, чтобы защитить их от злоупотребления этой властью. Мужчинам, так же как и женщинам, нужны политические права не для того, чтобы они могли управлять, а для того, чтобы ими не управляли неправильно. Большинство представителей мужского пола являются и будут всю свою жизнь не кем иным, как рабочими на кукурузных полях или мануфактурах; но это не делает избирательное право для них менее желательным, а их притязания на него менее непреодолимыми, когда они вряд ли будут плохо использовать его. Никто не притворяется, что думает, будто эта женщина плохо использует избирательное право. Самое худшее, что говорят, - это то, что они будут голосовать как простые иждивенцы, по приказу своих родственников-мужчин. Если это так, то пусть так и будет. Если они будут думать сами за себя, то будет сделано большое добро, а если они этого не сделают, то никакого вреда. Людям полезно снять с себя оковы, даже если они не желают ходить. Уже сейчас было бы значительным улучшением морального положения женщин, если бы закон больше не объявлял их неспособными высказывать свое мнение и не имел права на предпочтение, уважая самые важные интересы человечества. Для каждого из них было бы полезно иметь что-то, что они могли бы подарить, чего их родственники-мужчины не могут получить и все же желают иметь. Также немаловажным было бы то, что муж обязательно обсудит этот вопрос со своей женой и что голосование будет не его исключительным делом, а совместной заботой. Люди недостаточно учитывают, насколько заметно тот факт, что она способна оказывать какое-то воздействие на внешний мир независимо от него, повышает ее достоинство и ценность в глазах вульгарного мужчины и делает ее объектом уважения, которого никогда не получат никакие личные качества для того, чье социальное существование он может полностью присвоить. Само голосование также будет улучшено по качеству. Этому человеку часто приходилось бы искать честные причины для своего голоса, такие, которые могли бы побудить более честного и беспристрастного человека служить с ним под одним знаменем. Влияние жены часто заставляло его оставаться верным своему собственному искреннему мнению. Действительно, часто это использовалось бы не из общественных принципов, а из личных интересов или мирского тщеславия семьи. Но, где бы ни проявлялась эта тенденция влияния жены, она в полной мере уже проявляется в этом плохом направлении и с большей уверенностью, поскольку по нынешним законам и обычаям она, как правило, слишком чужда политике в любом смысле, в котором они связаны с принципом, чтобы быть в состоянии осознать, что в них есть пункт чести; и большинство людей так же мало сочувствуют вопросу чести других, когда их собственная не ставится в то же самое, как и в религиозных чувствах тех, чья религия отличается от их. Дайте женщине право голоса, и она попадет под действие политического пункта чести. Она учится смотреть на политику как на вещь, в отношении которой ей позволено иметь свое мнение, и в которой, если у кого-то есть мнение, его следует учитывать; она приобретает чувство личной ответственности в этом вопросе и больше не будет чувствовать, как сейчас, что, какое бы дурное влияние она ни оказывала, если только мужчину можно убедить, все правильно, и его ответственность охватывает все. Только поощряя саму себя к формированию мнения и разумному пониманию причин, которые должны возобладать вместе с совестью над искушениями личных или семейных интересов, она может когда-либо перестать действовать как тревожащая сила на политическую совесть мужчины. Ее косвенное посредничество может быть предотвращено от политического вреда только путем обмена на прямое.