Найти в Дзене
Little fox cub

Воспитание. Что это и как сложно быть настоящими родителями?

Что же это такое воспитание в позитивном смысле слова? Приставка ВОС - означает движение действия вверх, вознесение. То есть воспитание - необходимость дать некое питание.  Например, у вас в саду растёт куст смородины, вы поливаете этот куст и думаете: «Пожалуй, сегодня я поливаю всё таки не смородину. Сегодня я хотела бы поливать манго!» И начинаете поливать как-то особенно: вот так вот леечкой вокруг, как-нибудь вспрыскивая и полагая, что эта техника полива поможет вам из куста смородины со временем сделать желаемый куст с манго. Возможно это? Вряд ли, потому что питание означает, что уже что-то есть, надо просто это напитать. То есть питать - значит дать вырасти тому, что есть. Воспитание - это не значит, что вы формируете, то с чем имеете дело. Это значит, что у вас нет большого выбора: это уже смородина, и ваше дело её поливать. Как пошутил один психолог-педагог: «Даже если ребёнок - хорошая яблоня, родители все равно пытаются сделать из него хорошую грушу», то есть плеват
Оглавление

Что же это такое воспитание в позитивном смысле слова?

Приставка ВОС - означает движение действия вверх, вознесение. То есть воспитание - необходимость дать некое питание. 

Например, у вас в саду растёт куст смородины, вы поливаете этот куст и думаете: «Пожалуй, сегодня я поливаю всё таки не смородину. Сегодня я хотела бы поливать манго!» И начинаете поливать как-то особенно: вот так вот леечкой вокруг, как-нибудь вспрыскивая и полагая, что эта техника полива поможет вам из куста смородины со временем сделать желаемый куст с манго.

Возможно это?

Вряд ли, потому что питание означает, что уже что-то есть, надо просто это напитать. То есть питать - значит дать вырасти тому, что есть.

Воспитание - это не значит, что вы формируете, то с чем имеете дело. Это значит, что у вас нет большого выбора: это уже смородина, и ваше дело её поливать.

Как пошутил один психолог-педагог: «Даже если ребёнок - хорошая яблоня, родители все равно пытаются сделать из него хорошую грушу», то есть плевать, что яблоня. Главное - что мы хотим, чтобы было по-нашему - груша.

У нас есть тысяча своих причин, почему мы хотим увидеть в детях то, что мы хотим увидеть. Но представьте себе, у них миллион причин, почему они не будут тем, чем вы хотите их увидеть.

Существует два вида педагогики.

  1. «Дети для нас».
  2. «Мы для детей».

Если воспитание происходит по первой схеме, то происходит эксплуатация младших. Не родители для детей, а дети для родителей. Не образование для детей, а дети для образования. Не государство для граждан, а граждане для государства… И этот принцип - инфекция. Потому что это определенная иерархия. Если царь эксплуатирует подданных, то подданные эксплуатируют своих подчиненных. У каждого дома своё государство, и эта заразная схема - эксплуатировать младших - переносится на семьи.

-2

И только немногие герои стали сопротивляться этой системе. В этот век, когда старшие эксплуатируют младших, часто игнорируются нужды, они лишаются сил покровительствовать младшим.

Поэтому определенный вид героизма - в наши дни быть настоящим родителем.

Ещё более удивительно, что есть знание, каким образом это сделать. Это знание само по себе не сложно, но очень трудно в исполнении, потому что мы живем в условиях, где старший не покровительствует младшему. И в таких условиях, вы сами должны начать покровительствовать младшим.

Представляете?

«Если царь начинает беспредельничать, то подданным становится невыносимо тяжело выполнять свои обязанности».

Задача родителей - отдать и забыть. Поклясться себе, что я никогда и ничего не захочу от ребёнка. Например, в книгах Стивена Кови говорится, что дети должны чувствовать, что вы ради них готовы идти на жертвы.

Но интересно, что русские матери иногда готовы слишком сильно жертвовать, до саморазрушения, и детей это совсем не радует. Это больше огорчает и налагает чувство вины, что из-за меня погибает самый любимы, самый дорогой, самый чудесный человек - это невыносимо для детей. Поэтому самопожертвование должно быть в здоровом ключе.

А решается это одним способом - если женщина старается стать счастливой, ища поддержки у тех, под чьим покровительством она находится: у родителей, у старших, у мужа, у священников… Ищет покровительства, чтобы жертвовать счастливо. Потому что жертва родителей хороша, если она не приводит к жертвам со стороны детей. И надо избавить детей от необходимости жертвовать ради вас своим комфортом, покоем и счастьем. Ещё наш знаменитый классик Фёдор Достоевский сказал, что ничто в этом мире не оправдывает детских слёз, и ничто не оправдывает детской скорби, даже родительская жертва!

-3

Пример:

Если родители не в состоянии дать покровительства, то между младшими складывается какой вид отношений? Соперничество, война. Ссоры между детьми - всегда результат эксплуатации младших высшим руководством. Если высшие эксплуатируют младших, то младшие начинают конкуренцию - ссорятся. Почему? Потому что тот, кто победит получит большие бонусы, он будет ближе к любви. То есть дети борются, чтобы получить любовь матери. Даже когда они борются за одну игрушку, скорее всего, не игрушка так важна, а то, что мама скажет: «Дай ты ему эту игрушку!» - и в этот момент ребенок получит особенное расположение мамы к себе, за которое он боролся. А когда детям покупают две игрушки, чтобы они замолчали, что-то решается? Нет. Они найдут ту, которая осталась одна, за которой вы нечаянно не уследили. Поэтому, когда старшие эксплуатируют младших - младшие всегда находятся в конкуренции, в конфликте, в ревности.

А как по отношению к старшим проявляют себя младшие? Они им завидуют. «Если бы я был взрослый, накупил бы себе столько игрушек, сколько захотел, и делал бы, что хочу». Дети начинают завидовать старшим из-за того, что старшие находятся в более выгодном положении: они эксплуатируют, а мы эксплуатируемые. То есть я должен становиться самостоятельным, я должен помогать маме, я должен убирать квартиру. Мне говорят, что это мой долг, мои обязанности. Почему? Не потому, что мне это очень полезно, а потому, что маме так удобнее. Удобнее в ее формате жизни.

А вся беда в том, что она сама не получает покровительства. Мама не плохая. Она не получает покровительства и даже не пытается его искать, она не может ничего с этим сделать и не хочет. Поэтому вместо того, чтоб изменить своё положение, она меняет моё. Вместо того, чтоб быть под покровительством, я становлюсь тем, кто должен помогать ей.

«Дети должны помогать нам жить спокойнее, должны меньше шуметь, должны сидеть вот так всегда, они должны помыть кружку, убрать комнату. И они не понимают, что это же надо им, а не нам!» - вот это самое большое враньё.

Замените слово «надо» на «хочешь», и вы поймёте абсурдность этой фразы: «Ты понимаешь, доча, это не я хочу, чтобы ты комнату убрала, это ты хочешь, просто ты не понимаешь». Поэтому нет никаких оснований критиковать родителей.

Если вам покажется, что в ваш адрес идут какие-то обвинения, вас упрекают в чём-то, или вы чувствуете вину, то знайте, что это неправда! Трудно в таких условиях давать покровительство, когда ты сам полностью его лишён.

Трудно быть родителем, когда ты понятия не имеешь, что это такое, когда ты не видел к себе родительского отношения. Это приходится делать на ходу, прямо сейчас.

Следующая статья:

Источник: 12 загадок для мамы и папы. Нарушевич Р.