С 22 ноября в республике вводятся новые противоковидные ограничения - воспользоваться общественным транспортном с этого момента можно только при наличии QR-кода или официальной справки о медотводе. Нововведение вызывает множество вопросов - как у обычных людей, так и у перевозчиков.
Татарстан станет первым регионом, который ввел ограничения на проезд в общественном транспорте по QR-коду. По поручению президента республики Рустама Минниханова антиковидные меры внедряются на весь внутрирегиональный городской, пригородный и межмуниципальный транспорт.
Расставим все точки над QR
Какой документ нужен?
Допускаться граждане будут только при предъявлении QR-кодов следующего вида:
- QR-код, полученный на портале Госуслуг (выдается прошедшим полный курс вакцинации; переболевшим COVID-19);
- QR –код о наличии медотвода (на базе Минздрава РТ разрабатывают единый QR-код, который получат жители республики, имеющие медицинский отвод от вакцинации).
Стоит обратить внимание, что предъявлять код можно как на электронном, так и на бумажном носителе. За нужной формой справки все еще можно обратиться в любой офис МФЦ, поэтому проблем с проездом возникать не должно.
Как будут проверять QR-код?
Наличие кода будут проверять при посадке пассажира в транспорт.
Кто будет проверять QR-код?
Судя по всему, задача ляжет на плечи кондуктора. При необходимости, перевозчикам предоставят субсидию на приобретение технических средств для проверки кодов. Также транспортникам обещали выделить субсидии на покрытие убытков, если пассажирский поток схлынет.
Кроме того, QR-коды, вероятно, введут на межрегиональных перевозках. Соответствующее обращение в адрес РЖД и Росавиации уже подготовлено.
Но как все-таки организуют проверки кодов в реальности? Транспортники в растерянности - контроль занимает время, а значит придется менять расписание автобусов и электричек, да и для кондуктора это непосильная нагрузка, ведь теперь им придется не только выдавать билеты пассажирам, но еще и проверять у каждого код с помощью отдельного устройства. Терминал считывает оплату с опозданием или списывает средства не с первого раза, из-за чего кондуктора нервничают, проверка кодов для них дополнительный стресс. К тому же, кондуктор - не солдат, он ничего не сможет сделать с пассажирами, если те с кулаками полезут в транспорт, отказываясь предъявлять QR-код.
Из водителя в контролеры
Перевозчики Татарстана ждут документа, где будут четко прописаны правила. Журналист KazanFirst отправила запрос председателю Ассоциации автотранспортных предприятий РТ Сергею Темлякову. Ситуацию с QR-кодами он комментировать не стал, объяснив, что работа над организацией процесса проверки ведется, и все разъяснения дадут позже.
Напомним, что ранее председатель АТП РТ писал в официальной группе Ассоциации «ВКонтакте», что перевозчики собираются обсудить все нюансы за круглым столом. Поскольку введение QR-кодов в автобусах Казани руководство Миндортранса РТ не обсуждало ни с перевозчиками, ни с Ассоциацией, необходимо разработать совместный алгоритм действий.
Темляков также упоминал, что в автотранспортные предприятия Казани поступают звонки от пассажиров. Люди высказывают возмущения по поводу ограничительных мер, а на электронную почту председателя АТП РТ пришло письмо с угрозами в адрес руководителя. С полным текстом уведомления вы можете ознакомиться по ссылке, мы же приведем только отрывок:
«Настоящим вы считаетесь уведомленным о недопустимости нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации с конституционно закрепленным правом свободного передвижения (ст.27 Конституции РФ), являющихся пассажирами городского общественного транспорта, в виде отказа в перевозке граждан без предъявления некоего персонального QR-кода».
Таким образом, татарстанские перевозчики оказались между молотом и наковальней.
Глава челнинского ООО «Пассажирские Перевозки» Николай Тятюшкин эмоционально прокомментировал разъяснения республиканских властей.
– Не знаю, как это все реализовать! Водители у нас и кассиры, и теперь вот контролеры, которые QR-коды проверяют, – высказался Тятюшкин.
По сути, решение властей ограничить проезд в транспорте вполне закономерный - вход в заведения общепита, спортзалы и торговые центры ограничили, но в автобусе, где скопление людей в ограниченном пространстве наиболее очевидно, риск заражения гораздо выше. Люди часто ездят без масок, у многих они надеты «для красоты« - на подбородок и не закрывают нос. Впрочем, возможно, это такой молчаливый протест, тут мы судить не беремся. Но попытки проникновения в транспорт людей, отказывающихся предъявить QR-код или проходящих с чужим кодом, наверняка будут предприниматься.
Зачем это все?
Смысл ограничительных мер в формировании коллективного иммунитета. По словам главного внештатного эпидемиолог Минздрава республики Дмитрия Лопушова, для достижения коллективного иммунитета необходимо привить 80% населения. Раньше показатель составлял 60%, но в связи с ухудшением эпидобстановки, появления штамма «дельта» показатель увеличился. Эпидемиолог подчеркнул, что поддельные сертификаты не способствуют формированию того самого коллективного иммунитета. По прогнозам Минздрава РТ, коллективный иммунитет будет достигнут к январю следующего года.
Заведующий кафедрой Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох считает, что основная цель правительства Татарстана состоит в том, чтобы заставить людей вакцинироваться, создав неудобства непривитым. Экономист допускает снижения пассажиропотока, но только временное - те, кто пользуется общественным транспортном постоянно, просто вынуждены будут получить QR-коды.
- Об удорожании проезда говорить вряд ли возможно: цены устанавливаются централизованно и не будут пересматриваться из-за ограничений, - сказал собеседник KazanFirst. - Скорее, перевозчикам окажут какую-то финансовую поддержку.
Вот только как организуют процесс проверок, предположить сложно. Только сотрудники полиции уполномочены проверять паспорт, но их не хватит для такой работы. На персонал автотранспортных предприятий ляжет непомерная нагрузка.
Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов выделил три аспекта в проблеме - экономический, политический и социальный. Первый заключается в том, что введение дополнительного бизнес-процесса в деятельность компаний-перевозчиков это дополнительные затраты для перевозчиков, компенсировать которые они будут, скорее всего, за счет повышения стоимости проезда. Если для работы привлекут помощь МВД, то средства выделят из госбюджета, а это деньги налогоплательщиков.
Социальный аспект заключается в том, что люди начнут испытывать неприязнь к кондукторам, которые и без того испытывают серьезную нервную нагрузку. К тому же, непонятно, как действовать недееспособным гражданам, или гражданам с ограниченными возможностями здоровья. В силу определенных причин человек может просто не понимать, что такое QR-код и как его получить. Политический аспект объясняется тем, что действия правительства могут вызвать серьезный резонанс в обществе. Но Ирек Галямов надеется, что руководство республики понимает, что оно делает, раз принимает такие жесткие меры.
Вводить ограничения на пользование общественным транспортом и при этом не давать внятного механизма реализации новых требований - значит, принимать очередную неэффективную полумеру, считает председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Альмир Михеев.
- Да, массовая вакцинация сейчас видится основным способом борьбы с пандемией, - согласился политик. - Но в ее необходимости нужно убеждать, а не трусливо прятать кризис доверия, выразившийся в провале вакцинации, за спинами кондукторов, охранников в ТЦ и работодателей, опасающихся штрафов.
Михеев обратил внимание на два важных вопроса, которым не уделяют внимание. Во-первых, некоторые люди переболели коронавирусом, но не имеют официального подтверждения перенесенной болезни. Разумнее было бы предоставить им QR-код с меньшим сроком действия, чем заставлять вакцинироваться - ведь фактически иммунитет защищает их от болезни. Во-вторых, нельзя игнорировать соблюдение социальной дистанции и изоляции.
- Опыт азиатских стран подсказывает, что это важнейшие меры борьбы с ковидом. У нас же ни изоляцию, ни соблюдение дистанции даже не пытались возвести в ранг социально одобряемых, - заметил народный избранник.
Тотальная проверка QR-кодов на входе в общественный транспорт будет вызывать конфликты, задержки транспорта, сбой в расписании.
Аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Коренев считает, что в лучшем случае, ограничительные меры не принесут вообще никакого результата, как было в начале ноября, когда практически весь бизнес в стране продолжил работать, теми или иными способами выкручиваясь из навязанной ситуации.
- Что дадут QR-коды для проезда в транспорте? Для обычных граждан – ряд определенных неудобств. Кому надо ехать на небольшие расстояния, пересядут из поездов и самолетов на личные автомобили. Но коли надо ехать – деваться некуда, - сказал аналитик.
Перевозчики окажутся в убытке, уверен Коренев. Они только начали восстанавливаться после прошлогодних потерь, и вот - новый удар по затылку. А в эффективности мер в борьбе с коронавирусом он сильно сомневается - люди перестали носить маски в магазинах и автобусах, хотя риск заражения там гораздо выше, чем, скажем, в купе поезда.
- Мы в очередной раз столкнулись с ситуацией, когда правила в стране устанавливают чиновники, абсолютно далекие от реалий. Они механически копируют конечный результат некоторых других стран, не вчитываясь в подробности и не вникая в то, как там это было реализовано. В итоге мы пытаемся натянуть шкуру европейского зайца на тело российского медведя. Не произведя расчетов, не подумав о последствиях, а просто ради отчета перед вышестоящим начальством, - резюмировал аналитик.