Найти тему
Taboobadaboom

История карт Таро

Гадание на картах Таро — пожалуй, самый популярный сегодня способ предсказания будущего. Провидицы в пестрых одеждах, которые за деньги рассказывали посетителям ярмарок о том, что их ждет, остались в прошлом, но их главный инструмент, гадальные карты, стали заметной частью современной культуры.

Успех Таро заключён в двух секретах. Во-первых, завораживающая символическая система, которая впитала в себя элементы множества оккультных и мистических традиций. Можно получить эстетическое наслаждение, просто разглядывая карты. Во-вторых — подлинный демократизм. Таро в том виде, в каком они известны современной западной цивилизации, никогда не были эксклюзивным инструментом, доступным лишь посвященным.

Европейские оккультисты 18 и 19 веков утверждали, что Таро придумали жрецы Древнего Египта, а по миру их распространили цыгане, которые вплоть до XIX века считались потомками египтян.

-2

В 1889 году французский мистик Жерар Анкосс, более известный под псевдонимом Папюс, писал: 

«Игра в карты, называемая Таро, которой владеют цыгане, является Библией Библий. Это книга Тота Гермеса Трисмегиста, книга Адама, книга Первоначального Откровения древних цивилизаций. Таким образом, в то время как масоны, умные и сильные люди, утратили традицию; когда жрецы, тоже умные и сильные, утратили Эзотеризм; цыгане, хотя и невежественные, и порочные, дали нам ключ, который позволяет объяснить всю символику древних эпох».

Но эта версия не выдерживает никакой критики хотя бы потому, что в её основе лежит давно опровергнутое средневековое предположение о происхождении цыган от древних египтян. На самом деле они пришли из Индии. Да, цыгане - это индийцы)

Само слово «Таро» происходит от итальянского Tarocci, которым и называли древнейшие версии таких колод. Этимология слова ясна не до конца, однако очевидно, что оно итальянское.

Таро возникли как вариация обычных карточных игр, которые появились примерно за столетие до этого. Скорее всего, сама идея карточной игры пришла в Европу через мусульманскую Испанию из Аравии, Китая или Индии. Первое упоминание об игральных картах в Европе относится к 1371 году, когда колоду заказал себе король Арагона Педро четвёртый. Через десятилетие упоминания об игральных картах встречаются уже в документах и летописях многих западноевропейских стран.

Каждая колода имела собственную систему мастей и символику старших карт, которую придумывали заказчики. На них изображали библейских персонажей, античных богов, аллегории человеческих добродетелей и пороков. Такие колоды стали способом самовыражения для итальянской знати эпохи Возрождения, среди которой были в моде интеллектуальные забавы.

Подобные карты никто и не думал использовать для гадания. Ими играли в игры, судя по всему, напоминавшие современный бридж. Не сохранилось ни одной точной записи, объясняющей их правила, вероятно, они были и так всем известны.

Некоторые исследователи считают, что, помимо игр и интеллектуального самовыражения, итальянская аристократия использовала прото-Таро для того, чтобы запоминать классические сюжеты античной литературы и средневековой философии. Такой метод игрового обучения, основанный на постоянном визуальном воспроизведении образов, отстаивал еще Фома Аквинский.

В 1449 году венецианский генерал Якопо Антонио Марчелло отправил колоду Таро анжуйской герцогине Изабелле. Марчелло уверял, что карточную игру изобрел их недавно почивший современник — герцог Милана Филиппо Висконти, а помог ему в этом его секретарь — Марчиано ди Торнтона, который увлекался философией и астрологией.

Оригинальная колода карт герцога Висконти до наших дней не дошла, однако частично сохранилось сочинение ди Торнтоны, где тот объясняет смысл и принципы игры. Колода стала промежуточным этапом перехода от обычных игральных карт к Таро. В игре четыре обычные масти, которым соответствуют животные, но есть и наполненная символизмом пятая масть, карты которой хоть и были связаны с остальными четырьмя, но как бы довлели над ними. Вот ее карты:

  1. Добродетели (орел): Юпитер, Аполлон, Меркурий, Геракл;
  2. Богатства (феникс): Юнона, Нептун, Марс, Эол;
  3. Целомудрия (черепаха): Паллант, Диана, Веста, Дафна;
  4. Удовольствия (голубь): Венера, Бахус, Церера, Купидон.

Марчиано описал лишь 24 карты в этой колоде, однако, скорее всего, в каждой масти существовали младшие карты.

До самой своей смерти в 1447 году Висконти заказывал разным художникам новые колоды, которые всё больше походили на знакомые нам Таро. После его смерти и последовавшего за ней династического кризиса власть в Милане перешла к династии Сфорца. Её основатель Франческо тоже увлекался картами и сам создал несколько колод. Карты миланских герцогов исследователи объединяют в категорию «Таро Висконти — Сфорца». Частично сохранились 15 таких колод.

Таро Висконти - Сфорца.
Таро Висконти - Сфорца.
Император, Рыцарь Кубков, Императрица.
Император, Рыцарь Кубков, Императрица.
Дурак, Тройка Пик
Дурак, Тройка Пик

Именно в колоде Висконти — Сфорца и формируется символическая система Таро. Она — очевидное порождение североитальянской культуры эпохи Возрождения.

Карты, обозначающие космические тела, появились в игре благодаря повальному увлечению итальянской знати астрологией. Карты вроде Стойкости, Милосердия и Силы олицетворяли человеческие достоинства, которые были популярной темой литературы Возрождения. Карта Отшельник, на которой изображен старый седой мужчина, изначально символизировала время.

Волшебник в ранних картах был уличным фокусником или жонглером, который показывает фокусы перед детьми на ярмарке. В колоде Висконти — Сфорцы он называется Il Bagatella — «мелочь, несущественная вещь» — и стоит в самом низу старших арканов. Император и Императрица символизировали правителя Священной Римской империи и его супругу. Иерофант — это папа римский, а Жрица — персонаж популярной в Средние века легенды о папессе Иоанне, которая в девятом столетии якобы обманула католическую церковь и заняла Святой престол. Дуализм этих двух пар карт отсылает к традиционному сюжету дуализма власти мирской и церковной. Образы Правосудия (Фемиды) и Колеса Фортуны заимствованы из древнегреческой традиции.

Происхождение других карт не так очевидно, однако и их значения легко объясняются через североитальянский культурный контекст. Исследователи считают, что Колесница символизировала карнавальную процессию или свадьбу. По мнению религиоведки Хелен Фарли, Колесница могла обозначать Римскую церковь — такую аллегорию можно найти в «Божественной комедии» Данте или в трудах святого Иеронима Стридонского. Изображение Смерти в виде скелета, вероятно, символизировало чуму, вспышки которой периодически случались в Италии в XV веке.

Триумф смерти. 1562.
Триумф смерти. 1562.

Карта Повешенный связана с традицией «позорных рисунков», на которых изображались предатели, воры и мошенники, подвешенные в унизительной позе вниз головой. Не сохранилось ни одной фрески этого жанра, однако есть множество набросков таких фресок, сделанных именитыми художниками.

-7

В колоде Висконти — Сфорца не было лишь двух карт современного старшего аркана — Башни и Дьявола. Башня появилась в традиции Таро еще в XV веке и наверняка была известна Висконти. В ранних колодах она интерпретировалась как Вавилонская башня, дом Бога, дом дьявола, ворота ада.

Дьявол появился в Таро лишь в XVI веке просто потому, что во времена последнего Висконти и первого Сфорцы его образ почти не использовали в живописи.

В начале XVI века традиция Таро распространилась по югу Франции. Здесь окончательно сформировалась колода, которую будут ошибочно называть марсельской.

Марсельская колода.
Марсельская колода.

В марсельской колоде используется привычная система мастей и присутствуют 22 карты старшего аркана. Вплоть до XVI или XVII века марсельская колода была лишь одной из многих региональных вариаций Таро, однако примерно к 1700 году стала доминирующей везде, кроме Италии — там в каждой провинции были свои колоды и карточные игры.

Встреча Таро и оккультизма

К 18 веку Таро становятся одной из самых популярных карточных игр в Европе. В нее играют в Париже и Женеве, Мадриде и Санкт-Петербурге. Однако оккультизм не имел к картам никакого отношения до конца века.

Впервые эти два мира соприкоснулись во Франции за несколько лет до Великой Французской революции, когда Западную Европу охватила настоящая эпидемия египтомании. Считается, что одним из первых Таро в эзотерическом контексте заинтересовался масон Антуан Кур де Жебелен, который сочетал увлечение к оккультизму с занятиями общественными науками. В своем десятитомном псевдоантропологическом opus magnum «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным», опубликованном в 1781 году, он посвятил одну главу истории карт Таро.

Де Жебелен верил, что древние люди жили гораздо лучше людей современных. По его мнению, Таро — это древнеегипетская книга Тота, записанная в символическом виде. С ее помощью древнеегипетские жрецы зашифровали мудрость, чтобы она могла пройти через тысячелетия и быть узнанной лишь достойными.

Само название карт, по его мнению, состоит из двух слов древнеегипетского языка — Тар и Ро, которые переводятся как «царская дорога». Это была чистой воды манипуляция — тогда никто не знал, как звучал древнеегипетский язык, а первая табличка, которая позволила расшифровать его, была найдена в 1799 году.

Де Жебелен утверждал, что Колесница символизировала древнеегипетского бога Осириса, Звезда — Изиду, а Дьявол — их злобного брата Тифона. Карты Папа и Папесса он называл Жрецом и Жрицей. Карту Повешенный, по его мнению, нужно перевернуть: на самом деле, она должна называться Осторожность и на ней изображен человек, который стоит, балансируя на одной ноге. Масти он интерпретировал как четыре сословия древнеегипетского общества: монеты — купцы, чаши — жрецы, палки или дубинки (которые превратятся в более благородные жезлы лишь через несколько десятилетий) — крестьяне, а мечи — воины и цари.

-9

Философия герметизма возникла в поздней Античности, когда в эллинистическом Египте вступили в синтез две традиции: культы древнегреческого Гермеса и древнеегипетского бога мудрости и письменности Тота. Из их смешения возник образ Гермеса Трисмегиста — древнего полубожественного мудреца, который жил гораздо раньше, чем самые ранние греческие философы. Ему приписывают создание множества философских работ — «Герметического корпуса». В своих работах Эттейлла часто обращается к «Пэмандру» — центральной работе корпуса. Хотя еще в XVII столетии историки обнаружили, что в действительности эти тексты были написаны, скорее всего, в II–IV веках.

Герметизм — обширное учение, которое, помимо мистики, покрывает множество тем — фундаментальную философию, мораль и этику, религию. Однако в нем присутствуют и магические, алхимические и астрологические тексты. С философской точки зрения он находится на стыке неоплатонизма, пифагореизма и стоицизма. В религиозных вопросах герметизм был довольно расплывчат, хотя в общем виде и утверждал существование единого бога-создателя, который тождественен со всем сущим. Поэтому герметизм нашел отклик у некоторых раннехристианских и мусульманских теологов.

Одна из ключевых идей герметизма — принцип соответствий. Согласно нему явления из разных плоскостей бытия обнаруживают поразительное подобие, а всё сущее подчинено единым законам. Химические вещества тождественны словам, небесным телам и математическим символам, а наш мир подобен высшим, сокрытым от человека мирам. Это допущение и делает возможным магию и алхимию, в основе которых лежит символическое воспроизведение этих тождеств.

Многих людей, которые на протяжении двух тысячелетий называли себя герметистами, не слишком интересовала собственно философия Трисмегиста. В учении их привлекала лишь магическая составляющая.

Таро в XIX веке

Великая Французская революция и наполеоновские войны прервали развитие традиции Таро почти на сто лет. Новый всплеск увлечения оккультизмом и интереса к Таро начался во второй половине 19 века. Следующим после Эттейллы великим картомантом считается мистик и философ Альфонс-Луи Констант, известный под псевдонимом Элифас Леви (1810–1875).

Во второй половине 19 века британцы заразились от французов страстной тягой к оккультизму. Как грибы после дождя по всей стране возникали тайные общества и ордена, члены которых практиковали магические ритуалы. Ключевым для истории Таро, да и для всей западной культуры, стал самый крупный и популярный из них — герметический орден «Золотая заря».

В дальнейшем развитии Таро ключевую роль сыграл неформальный лидер лондонской ветви «Золотой зари» Артур Уэйт. Его считают одним из главных интеллектуалов оккультизма той поры. Как и Леви, он питал неприязнь к демонстративным фокусам и трактовал оккультное знание и магию как способы личного развития и возвышения человеческой индивидуальности.

Уэйт критиковал попытки предыдущих авторов надуманно привязать Таро к историческим нарративам и предлагал сосредоточиться на символизме самих карт, в котором без всяких египетских божеств сокрыта та самая Тайная Традиция, которую всегда искали оккультисты. Больше всего ему претила идея связи между Таро и каббалой, которая, по его мнению, ограничивала и сглаживала мудрость карт.

В 1911 году он вместе с художницей-оккультисткой Памелой Смит создал ту самую завораживающую колоду Таро, которая сегодня считается классической.

Колода Уэйта.
Колода Уэйта.

Смит и Уэйт разработали глубокомысленные символические иллюстрации для каждой карты, в том числе для младших арканов. При этом в большинстве случаев картинки устроены так, что легко указывают на значение карты. Например, на семерке мечей, которую обычно интерпретируют как сложную ситуацию, требующую неординарных решений, изображен человек, который с трудом пытается унести в руках пять мечей, при этом еще два воткнуты в землю — их у него взять не получилось.

После Уэйта и Смит традиция осмысления и интерпретации Таро продолжила развиваться. Однако их тонкое и оригинальное восприятие Таро по сей день является самой популярной интерпретацией карт.

-11

#таро #гадания #история #гадание на картах таро #эзотерика