Что такое история внутри истории?
Ух, такому позавидовал бы и сам Кристофер Нолан — пошутит кто-то, и будет недалёк от истины.
История в истории — приём известный как обрамление (framing), это повествовательный/сюжетный инструмент (plot device), который сценаристы нередко используют в написании, как фильмов, так и сериалов.
Давайте разберёмся, что же такое повествовательное обрамление и как с его помощью сделать вашу историю более динамичной и интересной. Но сперва, что же такое вообще повествовательный инструмент (plot device)?
Что такое повествовательный инструмент (plot device)?
Повествовательные инструменты — это приёмы сторителлинга, которые авторы могут использовать, чтобы усложнить или продвинуть вперёд историю.
Что такое повествовательное обрамление?
Представьте себе раму для картины.
Неважно, какого она цвета и какая в ней картина.
Представили? Отлично.
Картина в раме — ваш фильм. Сама рамка — эта прочная конструкция вокруг красивого изображения — это то, как вы рассказываете историю картины внутри. Это история вокруг истории. А всё вместе — история внутри истории.
Ну точно как у Кристофера Нолана!
Хорошо, давайте разберёмся в этом технически, а не метафорически, обрамление — это повествовательная техника, в которой автор окружает свою первичную историю вторичной. Другими словами, обрамляет основную историю другой историей.
Обрамление погружает зрителя в центральный сюжет, часто посредством персонажей внешней истории, которые тем или иным образом дополняют её.
80-летняя Роза, рассказывает историю своей несчастной любви, которая случилась во время рокового рейса «Титаника». Форрест Гамп со своей коробкой шоколадных конфет разговаривает со всеми, кто присядет рядом на скамейку. Тед Мосби в каждой серии «Как я встретил вашу маму» пересказывает кусочек своей биографии изнемогающим от скуки детям.
Но обрамление не обязательно должно отображаться на экране в виде прямого повествования от имени героя. Письма, книги, документальные фильмы или интервью, дневники и журналы в мире истории также могут служить в обрамляющими инструментами.
Вспомните, как кадры интервью направляют сюжет в фильме «Тоня против всех» или как в «Дневнике памяти» пожилой мужчина читает историю подопечной из дома престарелых. И то, и другое — оригинальное использование обрамления, подводящее зрителя к основной сюжетной линии.
Иногда обрамление — чем бы оно ни было — существует только, чтобы посеять в сознании зрителя сомнение относительно того, правдива ли история.
Какая история реальна, а какая — вымысел? Происходящее на экране — сон, галлюцинация, бред или выдумка? Мы, вероятно, никогда не узнаем…
Почему обрамление истории работает?
Этот приём — стар как мир!
Нет, правда, первые истории в обрамлении известны ещё со времён Древнего Египта («Сказка о потерпевшем кораблекрушение» и «Повесть о красноречивом крестьянине», если вам интересно). Можно найти ранние примеры в поэзии Гомера и классической британской литературе.
Долгая жизнь этого сюжетного приёма сама по себе является достаточным доказательством его эффективности, но есть и множество других причин.
Прежде всего, обрамление позволяет писателю предвосхитить реакцию зрителя.
Такая техника, называемая прокаталепсис, чаще всего используется в речи, но также эффективно работает и в письменной форме. Если персонаж рассказывает основную историю, его экранная аудитория может озвучивать вопросы, которые могут возникнуть у реального зрителя.
“Принцесса-невеста” справляется с этим особенно хорошо, когда внук прерывает рассказ деда, чтобы задать вопросы о Лютике, Хампердинке и других событиях во Флорине (вымышленная страна в которой происходит действие картины. - прим. переводчика).
Вообще, обрамление — это хороший способ вовлечь аудиторию в сложные, фантастические или мета истории. Это как попробовать воду пальцем ноги, прежде чем нырнуть бомбочкой на самое дно.
Обрамление может помочь сценаристу обозначить контекст, ввести персонажа и/или задать тон. Кроме того, внешняя история зачастую раскрывает тему основного сюжета.
Приёмы, которые НЕ являются обрамлением
Иногда одного повествовательного инструмента просто недостаточно. И это нормально! Сочетать обрамление с другим повествовательным приёмом не возбраняется.
Но важно не путать их.
Флэшбэк ≠ Обрамление
Повторяйте за мной! Флэшбэк автоматически не становится обрамлением!
Тут легко запутаться, ведь основное повествование в обрамлении часто является воспоминанием (ниже будет отличный пример из «Отеля "Гранд Будапешт"»).
Но не каждый флэшбэк - это обрамление.
Например, в "Касабланке" есть эпизод, охватывающий довольно продолжительный период из прошлого прямо посреди всей драмы. Воспоминание о Париже — прекрасный эпизод, который обеспечивает столь важный для сюжета контекст... но это не обрамление. Это просто флэшбэк.
Голос за кадром ≠ Обрамление
И опять! Если мы слышим закадровый голос, это вовсе не значит, что перед нами обрамление!
Но… может ли голос за кадром исполнять функцию обрамления? Конечно да.
Дэн Фогельман в своей семейной драме "Сама жизнь" делает это особенно хорошо — используя рассказчика, чтобы провести аудиторию через, казалось бы, несвязанные истории до финальной сцены, где все сюжетные линии объединяются.
Но закадровый голос и обрамлённая история не синонимы.
Возьмём, к примеру, романтическую комедию Ричарда Кёртиса "Бойфренд из будущего". В ней закадровый голос протагониста картины Тима, раскрывает и комментирует историю на протяжении всего фильма. Но закадровый голос Тима не служит обрамлением. Это просто прекрасный рассказчик за кадром.
Конкретные примеры
Теперь, когда мы разобрались с устройством обрамления, давайте рассмотрим несколько примеров.
Обрамление в «Принцессе-невесте»
«Когда я был в твоём возрасте, телевидение называлось книгами! А эта книга особенная».
Когда ты лежишь в постели с ужасной простудой, что может быть лучше, чем сказка прочитанная дедушкой?
Что ж, для паренька из «Принцессы-невесты», игра в бейсбол на приставке намного привлекательнее. Но лишь до тех пор, пока он не поймёт, сколь замечательна история, которую читает дедушка.
«Принцесса-невеста» — классический пример обрамления. Основное повествование о Лютике, Уэстли и всех их друзьях и врагах раскрывается через рамку от дедушки, читающего любимую книгу.
Это простой и эффективный способ погрузить аудиторию в фантастический и захватывающий мир Флорина, и он позволяет внуку время от времени прерывать повествование, чтобы подвергнуть сомнению сюжет предвосхищая вопросы реальной аудитории.
В конце фильма есть даже небольшой твист, который подчеркивает ещё одну функцию обрамления.
После того, как дедушка закончил рассказ, внук спрашивает, вернётся ли он завтра, чтобы снова почитать книгу. Дедушка соглашается, произнося коронную фразу Уэстли «Как пожелаешь» с заговорщицкой улыбкой.
В эти последние моменты фильма обрамление используется, чтобы заставить зрителей задуматься – «А может быть эта история правдива?», «Не сам ли дедушка, постаревший Уэстли?» Интригует? Но «Принцесса-невеста» не отвечает на этот вопрос, так что решать зрителям.
Обрамление в «Отеле "Гранд Будапешт"»
Сценарист и режиссёр Уэс Андерсон большой любитель повествовательных обрамлений, и «Отель "Гранд Будапешт"» отличный пример мастерского использования этого приёма.
Основной сюжет этой замысловатой истории о двух служащих шикарного отеля обрамлено не одной, не двумя, а тремя — тремя! — обрамляющими сюжетами.
Обрамлённая история внутри обрамляющей истории, и снова помещённая внутрь обрамляющей истории, называется вложенная история. И это звучит сложнее, чем есть на самом деле.
Фильм начинается с того, что некая девушка посещает могилу писателя, известного просто как «Автор». В руках она держит его книгу «Отель "Гранд Будапешт"».
Оттуда мы перейдём к истории создания этой книги, что, как я полагаю, является введением или прологом от самого Автора. Здесь Автор обращается непосредственно в камеру, чтобы ввести нас в историю, которую он собирается рассказать.
Это подводит нас к третьему сюжету, в центре которого Автор, который будучи молодым человеком, посещает «Гранд Будапешт» спустя много лет после его былой славы. Там он встречает пожилого мужчину по имени Зеро Мустафа, который повествует об основных событиях фильма, уже рассказывая свои приключения в молодости.
Вот вам и Кристофер Нолан в лучшем виде.
Интересно, что Андерсон и его оператор-постановщик Роберт Йомен решили снять фильм в разных соотношениях сторон кинокадра, что помогает зрителю визуально определить, какую историю они наблюдают в данный момент.
Помимо прочего «Отель "Гранд Будапешт"» прекрасный пример обрамления, которое добавляет глубины всей истории. Пожилой Зеро Мустафа комментирует, окончание основного сюжета, придавая общей истории необходимую тематическую интонацию.
Другие примеры обрамляющих устройств
- Репортёр, который пытается найти значение слов «Розовый бутон» в «Гражданине Кейне»;
- Алан Тьюринг рассказывает свою историю полиции в «Игре в имитацию»;
- Дневники Бордена и Энджера служат обрамлением внутри обрамления в фильме Кристофера Нолана «Престиж»;
- Экранизация «Призрака оперы» содержит сюжетную рамку, герой которой пожилой Рауль;
- Единственный выживший, рассказывает историю последней битвы в «300 спартанцев»;
- Уснави рассказывает о событиях нескольких дней в «На высоте мечты» (но в бродвейской постановке этого обрамления нет!);
- «Сама жизнь» Дэна Фогельмана состоит из серии вложенных историй, которые являются частью одного большого обрамления;
- Можно сказать, что весь шестой сезон «Остаться в живых» использует обрамление в сюжетной арке из параллельных флэшей (flash sideways - показ персонажей, живущих по альтернативному сценарию)
Как использовать обрамление в вашей истории
Обрамление используется так часто, что многие зрители стали воспринимать их как лень автора. Как и многие другие сюжетные устройства, обрамление следует использовать, только если вашей истории оно действительно необходимо.
Если вы добавите обрамление в свой сценарий без веской причины, зритель непременно станет ломать голову, зачем оно там нужно?
Часто обрамление задаётся в начале, и благополучно забываются к финальным титрам. Так зачем утруждать себя этой техникой, если вы не собираетесь использовать её на полную?
За некоторым исключением, для того чтобы обрамление было оправдано, у него должна быть важная повествовательная задача. Или оно должно быть неразрывно связано с темой истории.
Обрамление в виде документального интервью в «Тоня против всех» оправдано, потому что оно способствует рассказу общей темы с противоречивых точек зрения. Можно ли было рассказать эту историю без псевдодокументальных интервью? Да, но тогда фильм уже не был бы так хорош.
Ещё одна причина применить обрамление — привлечь внимание к самой истории.
Обрамление может обратить внимание на ненадежность главного героя/рассказчика или заставить зрителя задаваться вопросами — «Правда это или вымысел? Сон или реальность?».
Прежде чем использовать обрамление, сверьтесь с этим списком вопросов:
- Имеет ли обрамление решающее значение для истории, которую вы рассказываете? (Есть ли у него важная повествовательная задача?)
- Является ли сеттинг вашей истории фантастическим, сказочным или психоделическим, настолько, что зрителю необходима помощь для погружения в него?
- Подчеркивает ли обрамление искусственность истории или заставляет аудиторию усомниться в её достоверности?
Если ответ на любой из вышеперечисленных вопросов "да", поздравляю, вы новый счастливый обладатель истории с обрамлением!
Обрамление — интересная техника, которую сценаристы могут использовать, чтобы улучшать структурную основу своей истории.
Но прежде чем возвести рамку, обязательно спросите себя, нужна ли она там вообще.
Автор перевода: Александр Черногоров.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.