Найти в Дзене
ИА Хакасия

Ни диагноза, ни лекарства - Андрей Тенишев разложил по полкам происходящее с ценами

Фото: rb7.ru
Фото: rb7.ru

Цены в Хакасии и других регионах растут как на дрожжах - как на продукты питания, так и на все остальные товары. Почему так происходит? Что является причиной роста цен, который эксперты уже называют рекордным за последние 40 лет?

ИА «Хакасия» начинает публикацию цикла материалов, подготовленных членом бюро Научного совета РАН по проблемам защиты и развития конкуренции (в 2013-2021 годах - начальник управления по борьбе с картелями ФАС России) Андреем Тенишевым об изменениях ценовой политики, резко возросшей инфляции и других факторах, напрямую касающихся и влияющих на жизнь каждого из нас.

Публикуем первую часть анализа.

«Пробные шары» и «борщевой набор»

«В этом году мы наблюдаем неконтролируемый рост цен на продукты питания и многие товары первой необходимости. Во втором полугодии различные бизнес-ассоциации только и делают, что публично объявляют о необходимости повысить цены на тот или иной товар: макароны, хлеб, куриное мясо, яйца, бананы, чай, кофе и многое другое. Они бросают «пробный шар» и ждут реакции со стороны государства и общества. Если жесткой реакции нет, можно поднимать цены.

По данным Росстата, рост цен на продукты превысил 10%, а общая потребительская инфляция достигла 8%. При этом, население ощущает на себе еще более тяжкое бремя - большинство граждан оценивают рост цен почти в 15%, а каждый пятый считает, что инфляция достигает 30% и выше.

«Пробные шары» катают практически каждую неделю. Недавно 10 крупнейших компаний-мясопереработчиков объявили торговым сетям о повышении цен на свою продукцию на 7-20% с начала ноября. Среди них, по сообщениям СМИ, - крупнейшие производители - такие как «Мираторг», «Останкино», «Дымов», «Клинский».

Есть там сговор или нет, имеются ли объективные экономические причины повысить цены, должна проверять Федеральная антимонопольная служба. И именно она должна реагировать в подобных случаях: выносить предостережения, проводить проверки, возбуждать антимонопольные дела. Это внушает подозрения, когда в один день десяток компаний решают повысить цены на аналогичную продукцию. Ответственность за незаконную координацию экономической деятельности для различного рода ассоциаций также никто не отменял.

Что должно делать государство? Первым делом - «поставить диагноз»: проверить, что - объективные экономические причины или картельные сговоры - стали причиной роста цен. Неплохо было бы оценить, в каком звене товарной цепочки есть проблемы: производители, опт или розничные продавцы. В случае необходимости проверять смежные рынки - сырья и комплектующих, упаковки, хранения и перевозки товаров. Исходя из результатов, выписать «лекарство»: повысить экспортные пошлины, ограничить ввоз или вывоз товаров, помочь товаропроизводителям, применить меры антимонопольного реагирования.

Сегодня правительство неплохо оперирует любыми инструментами сдерживания инфляции, кроме, к сожалению, антимонопольных. Практика показывает, что антимонопольные проверки проводятся и дела возбуждаются после того, как цены достигли своего максимума.

Факты таковы. Цена на яйца начала расти в конце 2020 года, превысив максимумы двух предыдущих лет и к апрелю 2021 года достигнув уровня в 78,8-87 рублей. Аналогичная ситуация с ценой на куриное мясо - к апрелю 2021 года она достигала в среднем 190,1 рубля за килограмм.

И только в апреле этого года, когда цены были на максимуме, ФАС начала серию проверок птицефабрик и поставщиков. Цены снизились, но только на яйца - до 58,3 - 68 рублей за десяток. Причем, цены упали, скорее, из-за сезонности - пасха прошла, и яйца в таких количествах уже не были востребованы. Проверки ФАС, по сути, оказались ни при чем - ведь куриное мясо продолжило дорожать - вплоть до 195,6 рубля за килограмм.

Еще несколько примеров. Хлеб успел «дорасти» до 85 рублей за кило, стоимость муки достигла 43 рублей/кг. ФАС в мае и июле 2021-го скупо заявила, что предпосылок к росту цен нет. Предпосылок нет, но рост виден всем - достаточно сходить в магазин.

Аналогичная ситуация с гречневой крупой. Наблюдается стабильный рост стоимости - сейчас цена перевалила за 102 рубля за кг. Реакции ФАС нет.

Цены на мясо - в том же тренде. Килограмм говядины к лету текущего года вырос в цене почти до 422 рублей, свинина - почти до 303. В июне 2021 ФАС заявила, что проведенные проверки нарушений на этом рынке не выявили.

В июне же пиковая цена в рознице за кило картофеля добралась до 62 рублей (у производителей - 20,4 рубля за кг); цена помидоров в рознице составила 189,8 руб./кг (у производителей - 138,4 рубля за кг).

Стоимость капусты в России с начала года выросла на 97,5%, моркови - на 96,87%.

При этом, обращает на себя внимание серьезный разрыв цен у производителей и в рознице. ФАС начала проверки торговых сетей только в середине августа, когда цены пошли вниз - в первую очередь, благодаря фактору сезонности и предвыборным инициативам «Единой России» по снижению цены «борщевого набора».

В сентябре 2021 года аж два территориальных органа ФАС (управления в Подмосковье и Калмыкии) выдали торговым сетям предупреждения о снижении монопольно высоких цен на морковь и капусту, пшеничную муку, хлеб, мясо кур и свинину. Рязанское УФАС РФ возбудило антимонопольное дело в отношении АО «Тандер» (торговая сеть «Магнит») и ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка») по признакам установления монопольно высоких цен на картофель, лук, капусту и морковь. И все. Из 85 регионов проблемы обнаружились только… в трех. Понятно, что это не так. Цены растут повсюду. Проверки ФАС, судя по их весьма скромным результатам, никакого воздействия на ситуацию на рынке не оказывают.

Превентивных мер антимонопольного реагирования сегодня нет. В отличие от прошлого года, когда они показали свою эффективность. В 2020-м во многом это произошло благодаря тому, что ФАС работала по принципу «справедливые цены нужны здесь и сейчас».

Неспособность к адекватному антимонопольному регулированию толкает государство, на, казалось бы, простое и легкое решение - ввести государственное регулирование. Так, предлагается ввести госрегулирование цен на гостиничные услуги в период проведения различных форумов. Еще один рынок, рискующий стать непригодным для антимонопольного регулирования, - продуктовая розница. Сейчас идут проверки федеральных торговых Х5 Group и «Тандер». Они, вероятнее всего, не дадут результата.

Обсуждается и введение ценового регулирования на товарных рынках бензина и нефтепродуктов, строительных материалов, яиц и мяса курицы. С виду легкие и ясные решения не всегда самые лучшие. История показывает, что это чревато дефицитом товаров и очередным витком роста цен.

При этом, по данным Левада-центра, 62% россиян считают, что предпочтительная экономическая система - государственное планирование и распределение. Такой результат получен в этом году впервые. Лишь 24% опрошенных - «за» экономическую систему, основанную на частной собственности и рыночных отношениях. По данным опроса университета «Синергия», 20,1% респондентов считают необходимым ввести прямое госрегулирование цен товаров в магазинах. Еще 24,9% полагают, что нужно бороться со спекулянтами.

Весной прошлого года депутаты Госдумы предлагали Михаилу Мишустину ввести госрегулирование цен на продукты питания. ФАС, Минпромторг и Минсельхоз убедили этого не делать. Их правоту подтвердила попытка ввести госрегулирование цен на медицинские маски в апреле 2020 года. Постановление правительства действовало недолго, но дефицит масок и их «черный рынок» возникли почти сразу. Проблему совместно с бизнесом решили эффективно и рыночно. Налаженные поставки из Китая удовлетворили резко выросший в связи с пандемией спрос, и цены упали - сегодня маски недороги и доступны».

Вторую часть анализа Андрея Тенишева, посвященную ценам в Хакасии и возможных способах их удержания, читайте на 19rus.info 15 ноября.