Не все эти качества являются отрицательными, как может это показаться. Примерами подобными Бою «Варяга» и «Корейца» с Уриу во главе с «Асамой» являются Сант-Яго-де-Куба, Цусима, Ютланд, «Учения на Везере» и т.д., т.п., где были задействованы самые разнообразные неравные и не к месту силы с самыми удивительными итогами. Конечно, итог боя «Варяга» и «Корейца» с Уриу во главе с Асамой был предсказуем.
…
Как никак, но как бы против одного полутяжёлого корабля в сопровождении пяти лёгких весов ставить одного среднего это в общем означало проиграть, что в общем понятно. Однако при решении идти на прорыв нужно было не взрывать "Корейца" по итогам боя, который был не ходок, а жертвовать им сразу, послав его первым. Всё-таки "Кореец" с двумя 8-дюймовками и одной 6-дюймовкой строился именно для такого боя.
На чертежах Сражения при Чемульпо показывают только сам бой, а не построение кораблей перед боем и тем более прохождение перед боем.
Кореец вполне мог не только вызвать огонь на себя, но и значительно ответить, тогда Варяг мог прорваться мимо лёгких весов Уриу.
Подобного рода сражение на прорыв провалили при Сантьяго-де-Куба в 1898 г. испанцы, когда новейших "Фурора" и "Плутона" выставили под самый конец прорыва чуть ли не в полдень, а нужно было сделать это затемно и до рассвета.
Немцы при Циндао учли это в 1914-м году и хоть задачу на прорыв ставили вторичной, но миноносец "S-90" добился успеха, потопив бронепалубного японца "Такасаго".
Поэтому для прорыва "Варяга" из Чемульпо возможности были, но нужно было жертвовать вторичным "Корейцем". Причём без прохода во Владивосток. Но тогда у нас был бы очередной малоизвестный "Цесаревич", а а вместо "Варяга" "Кореец".
…
Относительно Боя «Варяга» и «Корейца» 27 января 1904 г. дополнительно к выбору построения на прорыв удивляет неприменение торпед, которых на «Варяге» находился изрядный кулёк, которым не грех было пожертвовать или даже использовать по столь близко и плотно построившемуся противнику. Причём торпедная установка была даже на «Корейце», что просто подмывало именно его выпустить его первым. Японцы торпедами побаловались. Но бывает, не срослось. Скорее всего Руднев заранее собирался громко хлопнуть дверью, по примерку Серверы-и-Топете и выбрал столь странное время, когда Солнце переставало слепить японцев и начинало к полудню светить на 37-м градусе Северной широты одинаково для обеих сторон.
В летописях сражений кораблей с пушками есть одно сражение, при котором неправильный учёт положения Солнца оказался не менее решающим, чем удачное попадание вражеского снаряда в одно двух действительно опасных для противника орудий «234 mm "BL 9.2 inch L46,7 Mk IX" guns» крейсера «Доброй надежды» (eng. “Good hope”) в самом начале Сражения у Коронеля 01 ноября 1914-го года, когда Крэдок вроде бы совершено верно построил свои корабли по Солнцу, но сделал это поздним вечером, перед закатом, в итоге чего корабли Шпее оказались в тени Андских гор и после столь удачного начала принялись далее уверенно и успешно расстреливать одно английское орудие из 12 немецких, не давая ввести в бой многочисленные 6-дюймовки англичан.
В Сражении при Чемульпо 27 января 1904-го года русским просто надлежало рваться именно в свалку, в которой не то что «Кореец», а именно «Варяг» мог использовать все орудия с обеих бортов, особенно 6-дюймовки. И делать это нужно было именно ранним утром, когда низкое зимнее Солнце в Северном полушарии играло бы уже на нашей стороне.
Могу также предполагать, что Рудневу мешало отсутствие прямого начальства над Беляевым с «Корейца», так как тот вёл себя явно отважно, но самостоятельно, что могло помешать ставке на жертву «Корейцем».
В общем Бой при Чемульпо мы проиграли, зато какие написали песни!!! Увы…
…
Надо сказать, что определять положение учился и сам учу именно по низкому Солнцу и по его наклону. Поэтому было дело заблудился в Бангкоке и с моим никому не нужным местным жителям английским вынужден был ждать вечера, чтобы определиться на местности и вернуться к Хуалалампонгу для продолжения путешествия, ну а местные вдоволь беззлобно поприкалывались над заблудившимся и безпомощным «фарангом» (тай. иностранцем).
Ровно также как при Чемульпо важным было значение положения Солнца для Серверы-и-Топете при Сант-Яго-де-Куба, где можно было бы ожидать вечернего прорыва, чтобы затеряться в темноте. Но подготовку к такому прорыву на 20-м градусе Северной широты янки запросто бы определили по количеству дымов и изготовились бы ещё ядрёней.
На месте Северы-и-Топете стоило начинать разводить пары в 02.00-03.00, чтобы за час до рассвета к 05.00 иметь пары на полный ход, а первыми выпустить новейшие и самые передовые на тот день в мире эскадренные миноносцы «Plutón» и «Furor», лет на 5-10 опередивших своё время и своих соперников. Надо сказать, что кидаться своими торпедами испанские эсминцы были горазды. То что, лучше всего получалось по своим, так кто не без греха? Самым большим кораблём потопленным русскими эсминцами русскими же торпедами был русский же дредноут «Екатерина Великая». Понятно, что это было в рамках Гражданской войны, «пломбированных вагонов», аннексий и контрибуций. Однако и и Гражданская война в Испании не обошлась без наплыва «троцкистов» и т.д., и т.п. И надо сказать, что именно ВМС всегда оказывались на острие любых смут. Смута в Австро-Венгрии пошла из Которского залива, а поднявшие красные знамёна дредноуты II-го Прусского Рейха привели к его краху и появлению обгрызенной Веймарской республики Немецкого мира. ВМС Испании по степени заражения веяниями отличались мало и если не достигали успехов в бою с внешним врагом, то уверенно разили внутреннего. В Бою у мыса Палос 05-06.03.1938 г. с разной степенью вероятности троцкистские эсминцы «Almirante Antequera» и «Lepanto» поразили 4-мя торпедами и потопили франкистский тяжёлый крейсер «Baleares». Что помешало это сделать четырьмя торпедами «Плутону» и «Фурору» сказать сложно. Скорее всего Сервера-и-Топете явно затянул с сиестой, а время и точнее Солнце оказалось не на его стороне.
Хотя Испанцев могу понять – со времён Войны за Испанское наследство 1700-1714 гг. испанцы не склонны воевать, что за Испанских Бурбонов, что за Испанских Бонапартов. В общем, не то что Сант-Яго-де-Кубу, но даже Трафальгар в вину испанцам не ставлю.
…
При этом право дело стоит отметить Французских Бурбонов. Это было единственное время в летописях Франции, когда она вслед за Португаллией и Испанией стала оспаривать звание Владычицы морей. XVIII-ый век вовсе не был розовым для Англии, которая проиграла Бурбонам и первую для них Англо-Французскую войну 1627-1629 гг. и последнюю Англо-Французскую войну 1778-1783 гг.
При этом именно при Бурбонах, воссияла целая плеяда военных мореходов – Жан Бар (фр. Jean Bart), Дюгэ Трюэен (фр. René Duguay-Trouin), ла Галиссоньер (фр. Roland-Michel Barrin Marquis de La Galissonière), де Сюффрен (фр. Pierre-André de Suffren de Saint-Tropez), де Грасс (фр. François Joseph Paul, marquis de Grasse Tilly, comte de Grasse). Достаточно и менее громких, но достойных победами над англичанами – д’Орвиль (фр. Louis Guillouet, comte d’Orvilliers), Кергелен(фр. Yves Joseph de Kerguelen de Trémarec). И это всего лишь один век Бурбонов, блестяще начавшийся с захвата проанглийски настроенной Ла Рошели, при которой французами в 1627-м году были лопатами и кирками были унижены английские корабли.
Поэтому французы на море имели место быть.
Имел место быть и «Ламотт-Пике» (фр. La Motte-Picquet ), тот самый навалявший тайцам при Ко Чанге.
…
Право дело относительно Ютландского сражения при Скагерраке 31.05-01.06.1916 г. я с сожалением отношусь к Битти и совершенно понимаю Джеллико, но пытаться разобраться в хитропопосплетниях в среде джентельменов со стороны откровенно сложно. У меня вызывают удивление не разборки между Битти и Джеллико, а то как остался в стороне сир Эван-Томас, который в самом начале Ютландского сражения при Скагерраке 31.05-01.06.1916 г. на полчаса с 14.50 до 15.20 вывалился из боя с новейшими быстроходными 15-дюймовыми дредноутами, которые не оставляли Шееру даже призрачных надежд на выживание в надвигающейся свалке. Да ещё час он потратил на то чтобы догнать строй англичан, расстреливаемых немцами. В итоге этого вываливания и догоняния немцы разодрали сразу три «драные кошки» Яшки Рыбакова (англ. Fisher). Сдаётся мне, что человек с таким неблагородным прозвищем в среде хитропопых джентельменов был явно лишним и они безнаказанно подставили его детища под огонь немцев. Их тоже можно понять, так как Яшка Рыбаков разорвал естественное развитие кораблестроения, сделав совершенно неверные выводы из Цусимкого сражения в Корейском проливе 14-15.05.1905 г., в котором схлестнулись не 8 наших линкоров против 4 японских, а 8 наших линкоров против 4 линкоров английской постройки с которыми в строю шли 6 новейших броненосных крейсеров английской постройки и 2 итальянской, что сильно воодушевляло итальянцев. Конечно, у нас были броненосные крейсера «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах», но они были ещё более древними кораблями 1880-х годов постройки даже в сравнении с потопленным 14 августа 1904-го года в Сражении при Корейском проливе «Рюрике» 1890-х годов постройки, а по размеру водоизмещения они не превышали «Варяг». Но как и «Варяг» они были построены на свалку сродни Лиссе и Трафальгару, где «перекладина над Т» никак не помешала ни Тегетгофу, ни Нельсону. Что помешало Карлу Йессену, как и что помешало Карлу Витгефту и Павлу Ухтомскому в Сражении в Жёлтом море 10 августа 1904 г. определить сложно.
Злорадствую только тем, что этот вопрос стало возможным задать итальянцам в ходе Второй мировой войны, которые находились в столь-же благоприятных как и японцы положении, однако на прекрасных и чрезвычайно новых кораблях так ничего оглушительных побед не добились.
…
Японцы вышли в Русско-Японскую войну 1904-1905 гг. с чрезвычайно новыми кораблями самой передовой на тот день английской постройки. На таком уровне новизны было дело оказался разве что III-ий Рейх, да Испанское королевство при Тихо-Океанской войне 1864-1866 гг.
Ни французы, ни янки, ни русские не были способны в силу ряда причин дотянуться до английских вершин и высот, а также объёмов в судостроении. Даже немцы, поставившие Маньчжурскому Китаю в 1885-м году прекрасные броненосцы «Чжэнь Юань», потерянные воевавшими за маньчжур китайцами столь же уныло, как и уныло воевавшими за французов испанцами, оказались не на коне из-за печальных для кораблей их постройки событий Японо-маньчжуро-китайской войны 1894-1895 гг. При этот эти корабли ожидались прибыть на Дальний Восток ко временам Франко-маньчжуро-китайской войны 1884-1885 гг. и покрыть славой корабли прусской постройки, которым французы могли противопоставить на Дальнем Востоке разве что более древние «Bayard» и «Triomphante», которые могли оказаться первыми железными кораблями европцев избитых азиатами задолго до Русско-Японской войны и тем более задолгее до Нападения на Жемчужный залив 07.12.1941 г., а для красоты сравнения надводных сажений задолгее Сражений в Яванском море в 1942-м году, когда азиаты показали сразу целым толпам европцев, что они могут быт не правы.
Не знаю, как французы уговорили пруссаков, но они зажали маньчжурские броненосцы в Штеттине и ко Франко-маньчжуро-китайской войне 1884-1885 гг. они не поспели.
Ко времени Японо-маньчжуро-китайской войны 1894-1895 гг. они были ещё о-го-го, а один «Чжэнь Юань» принял на всякий случай участие в качестве большого железного парохода.
Однако большинство японских кораблей были новейшими кораблями самой передовой постройки. На таких можно было и повоевать
…
Не могу обойти вниманием всяких плюющихся в русских по итогам Цусимы «ракоуски», так как право дело не представляю сравнения в подобного рода предприятиях, когда можно было покрыть себя славой 20.000 лье пусть не под водой, то над водой.
На подобном же удалении от собственных берегов жестоко пострадал тот-же счастливчик Коронеля адмирал граф Шпее, который на кораблях равного срока постройки совершенным образом огрёбся от «драных кошек» Фишера – «Непобедимого» (HMS «Invincible») и «Несгибаемого» (HMS «Inflexible»), которым потом надерёт хвосты Шеер. Но Шеер сделает это большими весами по сравнительно тонкой броне.
Относительно Фолклендского боя у меня получалась недостача вооружения «Шарнхорстов» 210 мм. пушками, вместо необходимых и достаточных 240 мм.
Ровно тоже самое – недостаточность вооружения стала причиной гибели самого первого «Голубого члена» (нем. Große Kreuzer SMS «Blücher») в ходе Сражения при Доггер-банке 24 января 1915-го года, когда его 210 мм. пушки не доставали до англичан.
Надо сказать, что в самом конце XIX-го века такие пушки были на вооружении броненосных крейсеров «Принц Генрих» (SMS «Prinz Heinrich») и «Князь Бисмарк» (SMS «Fürst Bismarck»), но замена на более скорострельные 210 мм. оправдала себя только в Сражении при Коронеле, но при Фолклендах и Доггер-банке выбор таких орудий оказался неверным.
Насчёт же «ракоуски» стоит отметить, что их выбор 254 мм. орудий для броненосцев «Ильмаринен» оказался правильным и предельным из возможных. Но вот каких-либо походов на 20.000 лье за ними не замечалось.
Надо сказать, что значительно более опытные в морских делах испанцы, после падения Филиппин, решились на возврат эскадры Камары. Впрочем их на Дальнем Востоке ничего не держало, но и нам откровенно идти через Цусимский пролив не стоило. Такие проходы как правило ничем положительным не заканчивались со времён Счастливой Армады 1588 г., так и заканчивались Проливом Суригао в 1944-м. Но ширина Корейского пролива вовсе не делала его непроходимым, поэтому решиться вполне было можно. Однако, когда броненосные крейсера были на 3 узла медлительнее броненосцев, да ещё к ним в такой же тиходоности добавлялись три броненосца береговой обороны, то эту обузу явно стоило оставить.
Поэтому можно конечно поплеваться, но примеров подобных победных решений не просматривается.
…
Японии в Русско-Японской войне надо сказать что знатно повезло не только потренироваться в Японо-маньчжуро-китайской войне 1894-1895 гг., воевать самым современным оружием при родных берегах и при этом сравнительно незначительное количество времени.
Стоит к примеру взять войну Японии с США и сравнить нахождение янки через искомые от нападения на Порт-Артур до Портсмута время и получить нахождение в дебрях Гуадалканала при Проливе Железнаго дна, усыпанного многочисленными обломками, как северо-американских, так и японских кораблей.
В течении этого же времени японцы накостыляли англичанам, австралийцам и голландцам. Требовать от России, чтобы она один на один вела войну с Японией и в 1,5 года добиться победы было совершенно неразумным, если гораздо боле многочисленным державам – САСШ, Британской Империи, Голландии, а также примкнувшем к ним голлисткой Франции, на избиение потребовалось 3,5 года, а ещё более многочисленные Китай потратил на это более 8 лет.
При этом Япония во Второй мировой войне сравнительно безтолково применяла, точнее почти не применяла свои самые лучшие вооружения собственной разработки, начиная от «Нагато» и «Мутсу», заканчивая «Ямато» и «Мусаси», несмотря на то, что уровень их готовности превышал готовность «Принца Валлийского» перед Сражением в Датском проливе 24 мая 1941-го года.
«Нагато» вообще был столь значительным рывком японцев в области военно-морских вооружений, что право дело сложно представить, какими усилиями и каких усилий стоила нагло-саксам остановка такого японского рывка. Просто «пуск на иголки» «Тоса» стоил завшивевшему британскому льву многого, но природа смилостивилась над нагло-саксами и Великое японское землетрясение Канто 01.09.1923 г. сделало больше, чем все происки хитропопых джентельменов, нанеся японцам такой ущерб, который заставил их «добровольно» завязать с передовыми военно-морскими вооружениями на ближайшие 10 лет, ограничиваясь «Вашинтонскими крейсерами» и не заикаться об исключениях как-то сделанных нагло-саксами для французов с «Дюнкерком» и «Страсбургом».
Возможно, что сделанными нагло-саксами умышленно для отведения от них внимания по части отжимания ими почти всех колоний II-го Прусского Рейха и переключения на лягушатников с их потугами на Рейн и на Рур.
…
Великая война 1914-1918 гг. Препохабным Версальским миром 1919-го года с отгрызаниями и ограблениями (лат. аннексиями и контрибуциями), усилиями французов стала Первой мировой, а Препохабный Версальский мир 1919-го года открыл дорогу Второй мировой. Если до Версаля все надеялись на повторение Венского договора 1815-го года, который завершил 20-летний ужас Наполеоновских войн и обезпечил Европе век сравнительно мирного сосуществования в котором было дело были войны Крымская 1853-1856 гг. с Синопом, Франко-итало-австрийская 1859 г., Австро-прусско-датские 1864 г. с Гельголандом, Австро-прусско-итальянская 1866 г. с Лиссой, Франко-прусская 1870-1871 гг. с Гаваной, но они мало затрагивали мирное население и по количеству задействованных кораблей мало затрагивали ВМС, которые жили своей жизнью и международным договорами не ограничивались, разве что малостороннее и краткое время на Чёрном море в 1856-1871 гг., сравнительно быстро отринутое.
Вашингтонское морское соглашение 1922-го года было гораздо более многосторонним. Главное что оно показывало всему миру – Urbi et Orby, что в Морских делах появилась такая Держава как Северо-Американские Соединённые штаты, чрезвычайно богатая, изрядно на неурядицах Великой войны наварившаяся, разбившая за итальянцев в 12-м Сражении при Изонцо австрийцев и малость накостылявшая немцам во Франции. Её ВМС сравнялись с мелко-британскими, но чего-то ещё не хватало. Мозгов! Сколь бы не ругали «Нельсонов», за то что они были скоропалительным выводом из Ютландского сражения при Скагерраке 31.05-01.06.1916 г., однако они в сборе с передовыми решениями в виде ударных самолётоносцев с теми самыми многократно обруганными «за древность» «Меч-рыбами» (англ. Swordfish), были развитием более ранних и многими оставшимися незамеченными «Кукушек» (англ. Cuckoo) c 18-дюймовыми торпедами, силами которых англичане собирались провернуть Таранто, точнее Вильгельмсхафен ещё в ноябре 1918-го года, за невозможностью уничтожить немецкие дредноуты в открытом море. У англичан всё-таки были светлые головы, не омрачённые ухищрениями Фишера и даже оказавшиеся способными отжать его самые безумные решения и приспособить их к пользе Короны Британской Империи. Эта Империя нанесла свой ответный удар в 1930-м году, когда обуреваемых успехами янки накрыла Великая волна 1929-го года, подобная Шотландской волне при последнем из Бурбонов Людовике XVI-м. Повторный удар мелко-британцами был нанесён в 1935-м, когда англичане в последний раз выступили законодателями в Военно-Морских делах, вступив в сговор с «коричневыми» и «красными». Именно это вступление показало, что Англия намерена принять участие во Второй мировой войне, как в неизбежном зле, при помощи которого можно было основательно добить и французов, и немцев, и русских, и «красных», и «коричневых», и «чёрных», и т.д., и т.п., что с кем как где получится.
…
К чему стоит привести примером собратьев по отклонениям в дебрях социал-демократии.
«Учения на Везере» у «коричневых» были просто верхом наглости, ума, смелости, решительности, слабоумия и отваги. Так вырваться из стратегической западни, в которую англо-саксы опять загоняли немцев стоило многого, не доступного немцами при II-м Рейхе и Тирпице, но при III-м Рейхе они это сделали!!
Пусть при этом им пришлось проиграть Первое сражение за Нарвик, но столь же стремительно удалось выиграть Второе сражение за Нарвик.
Правда потопления эсминцев и броненосцев смазались потоплением новейшего "Голубого члена" – Вашингтонского тяжёлого крейсера "Блюхер". Ну не везло немцам с этим названием, что в Великую, что во Вторую мировую.
А не хватало им самолётоносца «Граф Цепеллин», лапотники Ju-87 с которого могли стереть крепость Оскарборг в пыль. Но с III-го Рейха они долететь не могли и в итоге пострадал" «Голубой член». Такая вот судьба «Блюхера».
Но самолётоносца немцам на море точно не хватало, а нам в этом несказанно повезло, так как с морем мы дружили ещё меньше немцев и представить такое корыто против нас что на Балтике в 1941-м или в 1944-1945-м гг. означало полную задницу.
На Севере это означало раз за разом разгромы вроде разгромов PQ-17 или PQ-18, что означало прекращение третьего по важности потока Ленд-лиза.
Но что было, если то было. Если немцам повезло с Учениями на Везере, то нам повезло в том, что немцам не удалось достроить "Граф Цепеллин", а построенные ими «Бисмарк» и «Тирпиц» были потоплен англичанами.
Мы и так намучились с "Принцем Евгением" и "Адмиралом Шеером", чтобы биться ещё и с "Графом Цпеллином". Но вот захватив его потопили совершенно зря. Он сильно бы нам помог построить собственный полноценный самолётоносец гораздо раньше "Кузнецова".
Не хватало нам, а точнее «красным» и при «красных», ума, смелости, наглости. Особенно на море.
…
На удивление, но англичане совершенно не боялись на море «красных».
Несмотря на потопления в 1919-м году русскими эсминцами «Азард» и «Гавриил» 04.06.1919 г. английской подводной лодки «L-55», а также английских эсминцев «Vittoria», торпедированного русской подводной лодкой «Пантера» 31.08.1919 г. и «Verulam», взорвавшегося на минном заграждении 03.09.1919 г., также стоит отметить, что этим подвигом отличились не «красные» и даже не «серо-буро-малиновые», частью сброда которых были «красные», а «чёрные», то есть «анархисты», которые собственно и были основополагающей движущей силой на морских просторах, а точнее на кораблях Российской Республики.
Кронштадтское возстание 1921-го года явно показало, что «красные» не обладают никаким влиянием на ВМС и особенно на умы личного состава, особенно боеспособного и рядового, в отличии от высшего состава, в виде Беренсов и Немитцев, которые охотно пошли на службу к изрядно брешущим после «пломбированных вагонов» на немецком языке «красным».
Исходя из этого предположения стоит отметить, что именно такое предположение говорит о странном для «красных» желании избавиться прежде всего от крупных кораблей, с большим сосредоточением такого состава. Если Веймарская республика и даже «коричневые» всеми силами держались даже за доставшиеся им в наследство броненосцы, то «красные» в силу господства в ВМС «чёрных», были настроены исключительно на погром, не исключая недостроенных «Измаилов», «выгоревшую» «Полтаву», «заблудшего в Бизерте» «Императора Александра III-го», бывшую «Полтаву», в бытность «красных» «Чесму». Всё это хозяйство «красные» охотно слили империалистам, против которых они предпочитали гибридные войны, а точнее гибридный экспорт революции. Надо сказать, что ко временам этих слитий такие попытки провалились в Веймарской республике в 1919-м и в 1923-м, Англии как раз успешно подавлялись. Вопреки розсказням о марксизме и какой-либо его передовости наибольших успехов в экспорте марксизма «красные добились в Монголии и в Китае. Впрочем в Китае попытка гибридного переворота в Кантоне с треском провалилась и «красных» китайцы изрядно попёрли. Второе дыхание в Китае «красные» получили при вторжении Японии 07.07.1937 г. Однако решительным для «красных» в Китае стал только 1949-ый год, а вот для «белых» в Китае решительным стало превосходство на море, позволившее им укрыться на захваченном при Маньчжурах Тайване.
Сейчас КНР делает для установления господства на море ставку не на противокорабельные ракеты, а на большие и очень большие корабли. Для такого вывода китайцам по Столыпину понадобилось 20 лет спокойного развития и никто не узнал Китай.
«Красным» в России тоже понадобилось 20 лет, чтобы вернуться к большим кораблям, когда из ВМС были удалены все «чёрные» и «серо-буро-малиновые». Но толком ничего не удалось построить. После Второй мировой войны «красные» сделали ещё несколько попыток, разной степени успешности, но в общем для господства на море этих усилий оказалось недостаточно.
«Красные» и «море» слишком слабо связаны между собой…
Гораздо меньше, чем Россия.
За 70 лет у «красных» не случилось ни одного боя сродни Боя «Варяга» и «Корейца», несмотряна ое таких возможностей на Балтике.
Мрак марксизма оказался ещё более значительным отклонением от пути естественного развития, чем вымыслы Яшки Рыбакова (Джеки Фишера) и прочих извращенцев естественного пути развития ВМС всех стран и народов.