Найти тему
66.RU

Планы на выходные: узнать чуть больше о жизни людей с инвалидностью через поп-культуру

Оглавление
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Куратор инклюзивных программ Ельцин Центра и создатель проекта «Заживое» Елена Возмищева рассказывает, что можно посмотреть и почитать, чтобы попробовать глубже понять, как устроена жизнь людей с инвалидностью.

Оговорюсь на берегу, что понятия инклюзии, разнообразия и равенства касаются не только людей с инвалидностью, но любых стигматизированных/сегрегированных/угнетенных социальных групп. То есть в принципе всех, относительно кого в обществе существуют устойчивые негативные предрассудки (а это и бездомные, и люди, живущие с ВИЧ, и люди с миграционным опытом, и ЛГБТК+ сообщество, и не только). Эти идеи, собственно, и нужны для того, чтобы дела обстояли принципиально иным образом — а именно, чтобы любые наши отличия не могли стать причиной несправедливости и угнетения.

Сегодняшняя подборка в большинстве своем посвящена теме инвалидности просто потому, что есть довольно много удачных примеров (под удачным примером я имею в виду верно выбранный дискурс для обсуждения проблемы) в массовой культуре. Фильмы, книги и сериалы, которые я упоминаю, рассчитаны на широкую аудиторию, они делают саму тему менее табуированной, говорят об инвалидности как о нормальной части жизни. Для желающих углубиться в тему всегда могу дать пару рекомендаций по методичкам и научным статьям.

Документальный фильм Crip camp

Подростки с инвалидностью попали в летний лагерь, которым заправляли хиппи. Они влюбились в царившую там свободную атмосферу, дух коммуны, где каждый влияет на то, каким будет ужин, какой смотреть фильм, какие проблемы обсуждать на импровизированном круглом столе. Многие впервые принимали самостоятельные решения, впервые по-настоящему тусовались со сверстниками, в первый раз влюбились.

По возвращении домой эти молодые люди с инвалидностью поняли, что не хотят жить иначе: не хотят жить в городе, где невозможно доехать на автобусе до любимой девушки (или бабушки), сходить в кафе, кино или учиться в университете вместе со всеми; не хотят жить в обществе, где их голос не слышат.

Что из этого получилось (спойлер — большая активистская кампания с митингами, забастовкой в министерстве здравоохранения, блокировкой движения автотранспорта и не только), что предшествовало принятию «американского закона о правах инвалидов» и почему этого все равно недостаточно, узнаете из фильма Джеймса Лебрехта и Николь Ньюнэм.

Игровой фильм CODA

Победитель фестиваля «Санденс» в 2020 году. CODA — английская аббревиатура «Children of Deaf Adult», слышащий ребенок глухих родителей. У CODA два родных языка — жестовый и язык слышащего большинства. CODA с раннего возраста выступают в роли переводчика, обеспечивающего взаимодействие с миром слышащих; они помогают взрослым в решении самых разных бытовых вопросов — от похода к врачу и пересказа новостей до ведения бизнеса.

Тесные личные связи делают семьи глухих крепче, но эта же реальность вызывает у детей CODA ощущение, будто их жизнь им не принадлежит, что и случается с Руби, главной героиней фильма. Руби любит петь, но ее родители не относятся к этому увлечению серьезно. Не буду рассказывать весь сюжет, скажу лишь, что по жанру — это чистая мелодрама (т. е. идеально к просмотру хмурой осенью). Запасайтесь носовыми платочками, печеньем, какао — все будет кстати.

Сериал Atypical («Нетипичный»)

Четыре сезона комедийного сериала, рассчитанного на широкую аудиторию, главный герой которого — молодой человек с аутизмом. «Нетипичный» — своеобразный «роман воспитания»: взрослея, Сэм Гарднер ищет удачи в любви (и начинает встречаться с очень харизматичной девушкой) и пути к обретению самостоятельности (в третьем сезоне он становится студентом и съезжает от родителей). Уверена, мои уточнения в скобках были бы просто витками сюжета, если бы речь шла о подростке без аутизма.

Что тут скажешь: классно, что где-то социальный маршрут для людей с аутизмом уже выстроен и работает — ранняя поддержка (родители Сэма с детства знают о его диагнозе), школа (инклюзивная, не специальная), работа (главный герой подрабатывает консультантом в магазине электроники) и даже колледж. Сэм Гарднер не изолирован от общества и ведет нормальную социальную жизнь, свободно строит планы на будущее, иногда — совершенно невероятные планы.

На сериал обрушилось немало критики со стороны профессионального и родительских сообществ за то, что образ главного героя с РАС очень шаблонный и неточный. Соглашусь. Но все-таки общее представление о человеке с аутизмом гораздо лучше, чем никакого. Другой важный нюанс, на который я хочу обратить ваше внимание, — в сериале заняты восемь актеров с аутизмом, которые играют не только людей с РАС из группы поддержки Сэма в колледже, но и персонажей без ментальных особенностей: передаю привет всем хейтерам новых требований «Оскара» и говорю, что они небезосновательны — киноиндустрии нужны были эти меры, чтобы перезапустить внутренние процессы и сделать-таки кинопроизводство более инклюзивным.

Выступления на TEDx

TEDx — кладезь выступлений от первого лица. Это очень важный принцип инклюзии — «ничего для нас без нас». Послушайте прекрасные выступления активистов, рассказывающих о своем жизненном опыте, чтобы расстаться со стереотипами, существующими в обществе.

Например, Стеллу Янг и ее выступление «Нет уж, спасибо — я не ваше вдохновение». Остроумно и обаятельно она критикует сложившееся в обществе отношение к людям с инвалидностью как к объектам для вдохновения и мотивации.

Или выступление Хизер Ланье, матери дочери с редким генетическим заболеванием, которая рассказывает о том, как менялись ее представления о том, что делает жизнь «хорошей» или «плохой». Сильный женский монолог, который раскрывает, как больно жить в парадигме, когда в центре внимания не человек, а его диагноз.

На официальном сайте TEDx удобный поиск по темам, поэтому выбирайте теги «инклюзия» (inclusion), «разнообразие» (diversity), «инвалидность» (disability) и смотрите новые выступления хоть каждое утро.

«Педагогика угнетенных», Паулу Фрейре

Фото: «Педагогика угнетенных», Паулу Фрейре
Фото: «Педагогика угнетенных», Паулу Фрейре

Мировой бестселлер, выпущенный тиражом более миллиона экземпляров, на тему… педагогики. Встречали такое? Такова судьба книги великого бразильского психолога, основоположника направления «критической педагогики» Паулу Фрейре.

Его теория говорит о необходимости выработки критического взгляда у учеников, потому что только критический взгляд, принадлежащий угнетенному, может решить насущные проблемы неравенства. Не хочется транслировать клише, но это тот самый случай, когда в очередной раз хочется вспомнить поговорку «знание — сила», причем сила освобождающая.

Фрейре вводит термин «консаентизация», обозначая им процесс обретения необходимых инструментов критического мышления, с помощью которых ученики смогли бы понять свое угнетенное состояние и то, каким образом институты власти отнимают у них право на равенство в обращении, доступе и справедливости. Консаентизация с опорой на грамотность должна занять место «банковского» принципа образования (когда тебя не учат думать самостоятельно, а «вкладывают» готовые знания о мире), и с этим предложением сложно не согласиться. С другой стороны, любой взрослый человек, живущий в капиталистическом мире, понимает, почему, несмотря на популярность учения Фрейре и труды его последователей, такой подход не был принят с восторгом на уровне тех самых институтов власти и не получил широкого распространения.

Несмотря на то, что по сути своей «Педагогика угнетенных» — это трактат, процесс чтения поглощает: не хочется «выныривать» из книги, хочется бесконечно подчеркивать и выписывать цитаты. Например, эту:

Мнимое милосердие вынуждает испуганных и подавленных, «отвергнутых» протягивать трясущиеся руки. Истинное великодушие заключается в постоянной борьбе за то, чтобы у них […] все реже возникало желание протягивать руки в мольбе, чтобы эти руки становились подлинно человеческими — руками, которые работают и, работая, преобразуют мир.