Сколько историй хранят старые фотографии, и сколько историй может быть утрачено из-за повреждения или неправильной реставрации этих фотографий. Возьмем, к примеру, вот этот снимок, изображающий американскую команду фехтовальщиков на Олимпийских Играх 1912 в Стокгольме, который я нашел на сайте Sebastian Wintermute Studio – студии, специализирующейся на восстановлении старых фотографий. О том, есть ли разница между подобными услугами, предлагаемыми единичными настоящими специалистами - реставраторами и гораздо более многочисленными обычными фото лабораториями, я напишу ниже, а пока – обратимся к фотографии.
Это были последние Игры предвоенного мира, еще не знавшего мировых войн. Еще не было Олимпийского огня и Олимпийской клятвы, все это появилось гораздо позже, зато проводился Олимпийский фестиваль искусств, а на открытии, кроме короля Швеции, присутствовал основатель современного Олимпийского движения Пьер де Кубертен.
Героем этих Олимпийских Игр был американец Джим Торп (Jacobus Franciscus Thorpe). Несмотря на то, что его легкоатлетические туфли были украдены перед соревнованиями и он был вынужден выступать в двух туфлях от разных пар, найденных в мусорной корзине, Джим Торп выиграл две золотые медали по легкоатлетическому пятиборью (которое состояло из прыжков в длину, метания копья и диска, а также бега на 200 и 1500 метров) и десятиборью (аналогичному современному), получив награды из рук короля Швеции и русского царя Николая. Известен факт, что участником соревнований по пятиборью был также и один из спортсменов, изображенных на этой фотографии - второй слева.
Судя по подписи к иначальному фото, это был лейтенант Паттен из США. Обычный художник по ретуши фотографий, который в первую очередь заботится о том, чтобы фотография выглядела красивой, вероятно, удовлетворился этой информацией и не стал бы задумывался бы об этом во второй раз. Но настоящий специалист по реставрации сразу заметил в этом имени что-то особенное. Быстрая проверка подтвердила подозрение, что таинственный лейтенант Паттен был не кем иным, как будущим генералом Джорджем С. Паттоном, героем Второй мировой войны, который, согласно New York Times, «был одним из самых блестящих солдат в американской истории. Смелый, неординарный и вдохновляющий, он привел свои войска к великим победам в Северной Африке, Сицилии и на Западном фронте. Немецкие генералы признавали, что из всех американских полевых командиров он был тем, кого они больше всего боялись ».
Но до этого было еще далеко и в 1912 году лейтенант Паттон, среди других, защищал спортивную честь своей страны на Олимпийских Играх в Стокгольме в команде фехтовальщиков, изображенных на этой фотографии. Двое из этой команды представляли New York Fencers Club, основанный в 1883 году – старейшую в Западном полушарии постоянно существующую организацию, занимающаяся исключительно обучением и популяризацией фехтования. На сегодняшний день из стен Клуба вышли 63 олимпийца, получившие в общей сложности 23 олимпийских медали. Сегодня Fencers Club - это динамичное сообщество людей разного возраста и происхождения, получающих и передающих навыки фехтования.
Только подумайте, сколько всего можно узнать, просто изучая старинную фотографию группы мужчин из далекого 1912 года! И изучив ее, еще больше понять ее ценность и необходимость тщательной и бережной ее реставрации настоящим специалистом своего дела.
Сейчас многие фото лаборатории предлагают услуги реставрации старых фотографий, испорченных временем и условиями хранения. Есть ли разница между ними и такими уникальными специалистами, как Sebastian Wintermute Studio? Конечно, есть. И она даже не в технической стороне вопроса, хорошие сканеры есть у тех и у других. Дело в самом подходе. Обычные исполнители хотят сделать красивую фотографию, чтобы была как новая. Они уберут потертости, восстановят утраченные места и царапины и старое фото станет современным, как будто вчера снимали. Правильно ли это? Вроде да, а на самом деле нет. Они не будут заниматься достижением исторической правды, не будут вникать в детали одежды, формы, личных вещей, оружия, изображенных на фото, не будут рыться в интернете, исследуя факты истории, относящиеся к времени и месту съемки. Их не будут интересовать приемы фото съемки и фото печати того времени. Все это для них несущественно, когда просто можно взять и быстренько сделать «красиво».
Но все это будет делать настоящий специалист. Он должен быть и фотографом, и специалистом по соответствующим компьютерным программам, и историком – исследователем, искусствоведом и психологом. Он должен относиться к каждой фотографии как к отдельному произведению искусства и каждый раз решать для себя вопрос «как должен выглядеть конечный продукт и что на самом деле хочет получить клиент, заказывая реставрацию фото»?
И не всегда в итоге должно быть безупречное 100%-е восстановление фото. Представьте себе, к примеру, фронтовую карточку, которую носили в кармане гимнастерки. Она может быть и обгоревшей и простреленной, не дай Бог. Нужно ли избавляться от таких примет времени? Нет, ни в коем случае. Их надо бережно сохранить при восстановлении.
Конечно, услуги специалиста будут значительно дороже, чем услуги обычной фото студии. Но подумайте, ведь речь идет об истории вашей семьи, о связи поколений, что может быть важнее?