Найти в Дзене

Введение в психологию общения

Психология общения изучает закономерности общения и взаимодействия людей, роль общения в системе общественных и межличностных отношений. Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией, имеющей познавательное и/или эмоциональное значение. Обмен информацией между людьми называется коммуникацией. Выделяют ряд коммуникативных потребностей: • в другом человеке и взаимоотношениях с ним; • в принадлежности к общности людей; • в сопереживании и сочувствии; • в заботе, помощи и поддержке со стороны других; • в оказании поддержки, заботы и помощи другим; • в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве; • в постоянном обмене знаниями и опытом; • в оценке со стороны других, в признании заслуг, уважении, авторитете; • в выработке общего с другими людьми понимания и объ

Психология общения изучает закономерности общения и взаимодействия людей, роль общения в системе общественных и межличностных отношений.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией, имеющей познавательное и/или эмоциональное значение.

-2

Обмен информацией между людьми называется коммуникацией.

Выделяют ряд коммуникативных потребностей:

• в другом человеке и взаимоотношениях с ним;

• в принадлежности к общности людей;

• в сопереживании и сочувствии;

• в заботе, помощи и поддержке со стороны других;

• в оказании поддержки, заботы и помощи другим;

• в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве;

• в постоянном обмене знаниями и опытом;

• в оценке со стороны других, в признании заслуг, уважении, авторитете;

• в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и процессов, происходящих в нем.

Общение может осуществляться на различных уровнях. Это зависит от наших потребностей, целей, этических установок, заинтересованности в собеседнике.

-3

1. Примитивный уровень.

Для человека, который общается на этом уровне, собеседник выступает не как равноправный партнер, а как предмет, предназначенный для выслушивания его речей или же мешающий ему.

2. Манипулятивный уровень.

Партнер по общению воспринимается как соперник, которого надо обыграть.

3. Стандартизированный уровень или «контакт масок».

В данном общении нет желания взаимодействовать или нет психологической готовности к общению. Общение становится поверхностным, формальным, шаблонным.

4. Игровой уровень.

Для этого уровня характерны взаимный интерес и расположение собеседников. В данном случае собеседники хорошо друг друга знают, стремятся принести друг другу пользу, радость.

5. Конвенциональный уровень.

Конвенция означает согласие. Такой уровень общения характерен для людей с высоко развитой культурой.

6. Деловой уровень.

Собеседников объединяет общее дело. На этом уровне партнеры по общению стремятся решить деловые вопросы.

7. Духовный уровень.

Духовный уровень – это высший уровень общения и душевного родства. Отношение к партнеру по общению сопровождается возвышенными чувствами, сходными с благоговением, восторгом, обожанием.

Полную лекцию см. https://psylaser.ru/lectures/social-psychology/psychology-communication.html

Лекции по психологии: https://psylaser.ru/