Найти в Дзене
ТАРОМАНИЯ.РУ

Присвоить свою историю - чтобы найти себя

Оглавление

В культурном коде есть чёткие критерии живого и мёртвого.

Живой стоит (вертикаль) / мертвый лежит (горизонталь). Живой твёрдый / мертвый мягкий. Живой одет / мертвый не одет. Живой поёт / мертвый молчит. Живые - поют.

Когда я написала об этом в инстаграм, ВЫ прислали истории:

А) Вы перестали петь после значимых потерь в жизни (перешли в состояние траура) - после смерти близких, значимых утрат, потери работы;

Б) начали петь во время кризисных жизненных ситуаций (оживляли себя доступными способами) - во время или после разрыва тяжёлых отношений, во время проживания боли, когда не видно выхода. Есть кризисная точка.

"Завтра пойду - тетрадь куплю и ручки. Дневник писать сяду," - пишет мне кверентка после расклада.

Мне становится тепло и важно. Потому что я знаю - ей станет легче. Мы делали расклад о том, что женщина несколько месяцев чувствует тоску, апатию, "прячется" от жизни в гаджеты и игры, ощущает бессилие.

Прежде, чем мы сделали расклад, я задала девушке вопрос: "Не было ли недавно значимых утрат? Развода? Смерти близкого?". Оказалось, что было и то, и другое. Но так получилось, что девушка не связала между собой смерть близкого родственника, развод с мужем и состояние пустоты, апатии, нежелания жить.

"Неужели это не очевидно?", - спросите вы. И я отвечу. Это вполне может быть НЕ очевидно, если СПЕЦИАЛЬНО не практиковать "нарративизацию опыта", или рассказывание истории своей жизни. Кому? - Себе.

Смотрите.

Сейчас нам со всех сторон сообщили, что хорошо бы ходить к психологу, разбираться в себе, очищать сердце от боли. Мы все знаем, но, чаще всего, ничего не делаем. А что было "тогда"?

В народной культуре - пели. Все, всегда, везде. На похоронах и свадьбах. За работой и в часы досуга. В одиночестве и в компании. Пение было и актом творчества, и возможностью для терапии - я пою, и через песню я понимаю, ЧТО именно я чувствую. ЧТО именно со мной происходит.

Замечали в себе такое:

  • Рассказываешь подруге несколько часов подряд о том, что с тобой было, что ты чувствовала, как, когда, от чего, почему и... Вдруг все складывается и встает на свои места?
  • Или такое - поешь какую-то песню себе под нос, даже не осознавая, о чем текст. А потом прислушаешься к себе и думаешь: "Так вот же, это в моей жизни сейчас и происходит".

Так, во время повествования, мы понимаем - ЧТО происходит, КТО я есть, ЧТО со мной было. Мы возвращаем себе - себя.

Енисейская губерния
Енисейская губерния

Кризис психологически переживается как потеря идентичности:

  • Кто я теперь?
  • Кем я была?
  • Как мне жить?
  • Жива ли я?

В нашем обществе КРИЗИС принято не замечать. То есть как это происходит: случается пиздец, ты пару лет грустишь, потом садишься на антидепрессанты, в лучшем случае идёшь к психологу, или просто бухаешь.

Но в культуре народа существуют ритуалы перехода, и они нужны именно для того, чтобы ПЕРЕЙТИ кризис. Буквально перебраться с одного берега [так было и больше никогда не будет] на другой [тут новая я].

Ритуалы перехода встречаются везде, где человеку важно не застрять.

  • В смене сезонов Колеса года (регулярная народная терапия, баланс с природой и профилактика всех возможных сложностей и кризисов),
  • возрастных переходах (ребенок - подросток - взрослый - старый, у каждого возраста своя уникальная ценность и общественный смысл);
  • и ситуативных (переезд, смерть родителей, значимая утрата итп).

Ритуалы перехода - это такой билет в идентификацию себя. Они берут за ручку, разрушают старое понимание себя: "Всё! Так не будет, это больше не ты!" И учат новым идентичностям.

Но.

Есть ИНАЯ, индивидуальная тактика взаимодействия с кризисом идентичности – это рассказывание историй, повествование.

Чтобы понять себя можно РАССКАЗАТЬ свой собственный опыт. Например, кризис и утрата себя может быть связана с тем, что ты _продолжаешь_ играть роль, которая себя уже изжила.

Застрял в тоске - из-за непрожитого горя (незавершенный переход).

Или, застрял в роли подростка и всю жизнь дальше быть взрослым (и получать бонусы взрослой жизни) не получается.

А дальше такой процесс: Застревание -> Напряжение (не свободно) -> Потеря себя (кто я теперь?) -> Ретравматизация.

Потому что тайное всегда хочет наружу, неосознанное стремится себя показать.

"Всё, что не осознается, воспринимается как судьба" (с) Юнг.

Голос - нарративизация опыта

Ещё сто лет назад интернета не было - но был фольклор.

И люди - пели. Все. Мужчины, женщины, старики и дети. Везде, всегда - дома в часы досуга, за работой, на праздниках. Песни протяжные, лирические, военные, причеты, поминания, весёлые, детские. Рассказывали - сказки, былины, басни и побасенки (то есть поучительные или развлекательные), былички, страшные истории...

Пение - это показатель, что человек ЖИВ. Это и наличие ГОЛОСА (подать голос) и возможность ПЕТЬ, то есть сотворять текст, рассказывать свою личную историю.

Эти корпусы текстов, рассказанные в личной беседе, кумлении, или на вечорке это, по сути, ПРОГОВАРИВАНИЕ своего опыта. Но не просто как личной истории, которая 'ну было и было'.

А - как произведение искусства. Это или СОЗДАНИЕ своего уникального текста, или просто ВЫБОР песни, который УЖЕ проявлял ЧТО-ТО о тебе и твоей душе. Нарративизация опыта, то есть опыт ПОВЕСТВОВАНИЯ - это один из способов взаимодействия с жизненными кризисами. В процессе повествования события жизни сплетаются в сюжет. В них появляется - или ПРОЯВЛЧЕТСЯ некий, ранее не замеченный, смысл.

Через ГОЛОС, освоение своего опыта в сюжет люди обретали свою идентичность.

Это - я. Это - про меня. Это - моя история, важная, личная, живая. Беру её? Или отпускаю? Переболею и получу силу - или сохраню в сердце как свет, тепло, луч?