В культурном коде есть чёткие критерии живого и мёртвого.
Живой стоит (вертикаль) / мертвый лежит (горизонталь). Живой твёрдый / мертвый мягкий. Живой одет / мертвый не одет. Живой поёт / мертвый молчит. Живые - поют.
Когда я написала об этом в инстаграм, ВЫ прислали истории:
А) Вы перестали петь после значимых потерь в жизни (перешли в состояние траура) - после смерти близких, значимых утрат, потери работы;
Б) начали петь во время кризисных жизненных ситуаций (оживляли себя доступными способами) - во время или после разрыва тяжёлых отношений, во время проживания боли, когда не видно выхода. Есть кризисная точка.
"Завтра пойду - тетрадь куплю и ручки. Дневник писать сяду," - пишет мне кверентка после расклада.
Мне становится тепло и важно. Потому что я знаю - ей станет легче. Мы делали расклад о том, что женщина несколько месяцев чувствует тоску, апатию, "прячется" от жизни в гаджеты и игры, ощущает бессилие.
Прежде, чем мы сделали расклад, я задала девушке вопрос: "Не было ли недавно значимых утрат? Развода? Смерти близкого?". Оказалось, что было и то, и другое. Но так получилось, что девушка не связала между собой смерть близкого родственника, развод с мужем и состояние пустоты, апатии, нежелания жить.
"Неужели это не очевидно?", - спросите вы. И я отвечу. Это вполне может быть НЕ очевидно, если СПЕЦИАЛЬНО не практиковать "нарративизацию опыта", или рассказывание истории своей жизни. Кому? - Себе.
Смотрите.
Сейчас нам со всех сторон сообщили, что хорошо бы ходить к психологу, разбираться в себе, очищать сердце от боли. Мы все знаем, но, чаще всего, ничего не делаем. А что было "тогда"?
В народной культуре - пели. Все, всегда, везде. На похоронах и свадьбах. За работой и в часы досуга. В одиночестве и в компании. Пение было и актом творчества, и возможностью для терапии - я пою, и через песню я понимаю, ЧТО именно я чувствую. ЧТО именно со мной происходит.
Замечали в себе такое:
- Рассказываешь подруге несколько часов подряд о том, что с тобой было, что ты чувствовала, как, когда, от чего, почему и... Вдруг все складывается и встает на свои места?
- Или такое - поешь какую-то песню себе под нос, даже не осознавая, о чем текст. А потом прислушаешься к себе и думаешь: "Так вот же, это в моей жизни сейчас и происходит".
Так, во время повествования, мы понимаем - ЧТО происходит, КТО я есть, ЧТО со мной было. Мы возвращаем себе - себя.
Кризис психологически переживается как потеря идентичности:
- Кто я теперь?
- Кем я была?
- Как мне жить?
- Жива ли я?
В нашем обществе КРИЗИС принято не замечать. То есть как это происходит: случается пиздец, ты пару лет грустишь, потом садишься на антидепрессанты, в лучшем случае идёшь к психологу, или просто бухаешь.
Но в культуре народа существуют ритуалы перехода, и они нужны именно для того, чтобы ПЕРЕЙТИ кризис. Буквально перебраться с одного берега [так было и больше никогда не будет] на другой [тут новая я].
Ритуалы перехода встречаются везде, где человеку важно не застрять.
- В смене сезонов Колеса года (регулярная народная терапия, баланс с природой и профилактика всех возможных сложностей и кризисов),
- возрастных переходах (ребенок - подросток - взрослый - старый, у каждого возраста своя уникальная ценность и общественный смысл);
- и ситуативных (переезд, смерть родителей, значимая утрата итп).
Ритуалы перехода - это такой билет в идентификацию себя. Они берут за ручку, разрушают старое понимание себя: "Всё! Так не будет, это больше не ты!" И учат новым идентичностям.
Но.
Есть ИНАЯ, индивидуальная тактика взаимодействия с кризисом идентичности – это рассказывание историй, повествование.
Чтобы понять себя можно РАССКАЗАТЬ свой собственный опыт. Например, кризис и утрата себя может быть связана с тем, что ты _продолжаешь_ играть роль, которая себя уже изжила.
Застрял в тоске - из-за непрожитого горя (незавершенный переход).
Или, застрял в роли подростка и всю жизнь дальше быть взрослым (и получать бонусы взрослой жизни) не получается.
А дальше такой процесс: Застревание -> Напряжение (не свободно) -> Потеря себя (кто я теперь?) -> Ретравматизация.
Потому что тайное всегда хочет наружу, неосознанное стремится себя показать.
"Всё, что не осознается, воспринимается как судьба" (с) Юнг.
Голос - нарративизация опыта
Ещё сто лет назад интернета не было - но был фольклор.
И люди - пели. Все. Мужчины, женщины, старики и дети. Везде, всегда - дома в часы досуга, за работой, на праздниках. Песни протяжные, лирические, военные, причеты, поминания, весёлые, детские. Рассказывали - сказки, былины, басни и побасенки (то есть поучительные или развлекательные), былички, страшные истории...
Пение - это показатель, что человек ЖИВ. Это и наличие ГОЛОСА (подать голос) и возможность ПЕТЬ, то есть сотворять текст, рассказывать свою личную историю.
Эти корпусы текстов, рассказанные в личной беседе, кумлении, или на вечорке это, по сути, ПРОГОВАРИВАНИЕ своего опыта. Но не просто как личной истории, которая 'ну было и было'.
А - как произведение искусства. Это или СОЗДАНИЕ своего уникального текста, или просто ВЫБОР песни, который УЖЕ проявлял ЧТО-ТО о тебе и твоей душе. Нарративизация опыта, то есть опыт ПОВЕСТВОВАНИЯ - это один из способов взаимодействия с жизненными кризисами. В процессе повествования события жизни сплетаются в сюжет. В них появляется - или ПРОЯВЛЧЕТСЯ некий, ранее не замеченный, смысл.
Через ГОЛОС, освоение своего опыта в сюжет люди обретали свою идентичность.
Это - я. Это - про меня. Это - моя история, важная, личная, живая. Беру её? Или отпускаю? Переболею и получу силу - или сохраню в сердце как свет, тепло, луч?