Всего полгода назад официальный сайт Минпросвещения рассказывал о колоссальном интересе к платформе «Российская электронная школа» (РЭШ), причем не только в России, но и в других странах, и называл РЭШ уникальным ресурсом, позволяющим получать образование в соответствии с высокими российскими стандартами. Недавно стало известно, что российский системный интегратор «Ай-Теко» создаст новую федеральную государственную информационную систему (ФГИС) «Моя школа», которая станет единой платформой для всех школ страны. Наш обозреватель пытается понять, почему дальнейшее развитие созданных ранее «уникальных ресурсов» в Минпросвещения сочли нецелесообразным и как объяснить, что сервисы и системы, обошедшиеся государству в копеечку, столь быстро перестали обеспечивать решение поставленных задач.
Новый суперсервис
Информация о создании ФГИС «Моя школа», которая станет единой информационной системой для всех школ страны, опубликована на сайте госзакупок. Министр просвещения Сергей Кравцов называет «Мою школу» новым суперсервисом. Для того чтобы читатели могли оценить невероятную глубину проработки этого суперсервиса, приведем небольшой фрагмент из «Технического задания» (ТЗ):
Создание ФГИС «Моя школа» осуществляется с разработанным согласно концепции создания федеральной государственной информационный системы Минпросвещения России «Моя школа» настоящим Техническим заданием.
Таким языком написано ТЗ на ИТ-продукт стоимостью 344 млн руб. Именно в такую сумму обойдутся государству две очереди работ, окончание которых запланировано на 31 мая 2022 г. До 2024 г. Минпросвещения собирается потратить на «Мою школу» более 2 млрд руб.
Планируется, что ФГИС «Моя школа» объединит цифровые образовательные сервисы: школьный дневник и журнал, расписание занятий, библиотеку учебных материалов, систему поддержки проектной деятельности и портфолио учеников. Доступ к ним получат учителя, учащиеся и их представители, а также поставщики образовательных материалов.
Работы, как отмечено в ТЗ, будут выполняться в рамках эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды. Привычное дело: школьное образование давно превратилось в полигон для экспериментов.
В качестве одной из целей разработки названо создание условий для цифровой трансформации системы образования. Великая цель, не правда ли?
Ландшафты не той системы
Изучение первой дюжины страниц ТЗ на разработку ФГИС «Моя школа» не позволило ответить на напрашивающийся вопрос: «Зачем потребовалось разрабатывать новую ФГИС, если уже имеются государственная информационная система “Российская электронная школа”, автоматизированная информационная система “Маркетплейс образовательного контента и услуг”, государственная информационная система “Информационно-аналитическая платформа” и другие платформы, системы и сервисы?»
Изящное объяснение дано в разделе ТЗ «Характеристика объекта автоматизации»:
Используемые в настоящее время информационные системы не позволяют в полной мере обеспечить решение поставленных задач.
Как же так? Всего полгода назад официальный представитель Министерства иностранных дел Мария Захарова на еженедельном брифинге называла «Российскую электронную школу» уникальным ресурсом, позволяющим получать образование в соответствии с высокими российскими стандартами, и приводила впечатляющие показатели: «Согласно статистике, с апреля 2020 года по апрель текущего года зафиксировано более 137 миллионов посещений портала РЭШ, среди которых почти 48 миллионов – из других стран мира. Всего платформу посетили около 36 миллионов человек». Как получилось, что буквально за несколько месяцев РЭШ из уникального ресурса превратилась в систему, не позволяющую решать поставленные задачи?
В ТЗ названы причины: разнородность ИТ-ландшафта информационных систем и отсутствие единых технологических и методологических подходов, в том числе к формированию цифрового портфолио обучающегося.
Как вы считаете, объяснение звучит убедительно? Почему-то вспоминается фраза из «Белого солнца пустыни» о «гранатах не той системы».
Платформы, сервисы, маркетплейсы, системы
Давайте попытаемся просто перечислить некоторые составляющие цифровой образовательной среды, которые либо уже разработаны и используются, либо находятся в стадии разработки: образовательные и информационно-коммуникационные платформы, маркетплейсы, порталы, информационные системы, сервисы и суперсервисы.
На официальном сайте Минпросвещения опубликованы рекомендации по организации обучения с использованием дистанционных технологий. Обратите внимание на перечень федеральных общедоступных бесплатных онлайн-ресурсов. О некоторых из них напишем несколько слов, которые возьмем на сайтах ресурсов или на официальном сайте министерства.
«Российская электронная школа» – государственная образовательная платформа, уникальная информационно-образовательная среда, лучшие методические материалы по всем урокам для педагогов.
«Маркетплейс образовательных услуг» – информационная система, предоставляющая открытый бесплатный доступ к каталогу интерактивных образовательных материалов, учебной литературе, электронным книгам, обучающим видео и курсам. В наполнение ресурса вовлечены ведущие российские компании разного профиля. На момент написания статьи сайт «Маркетплейса» не открывается.
«Моя школа в online» – ссылка ведет на сайт группы компаний «Просвещение»: 1000+ учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией.
Информационно-коммуникационная платформа, она же образовательная бесплатная социальная сеть «Сферум», которую министр просвещения Сергей Кравцов характеризует следующим образом: «Ядром платформы “Сферум” является ГИС “Моя школа”, где мы предоставляем верифицированный контент, которым могут пользоваться учителя или ученики».
Кроме того, в отдельных документах и новостях Минпросвещения периодически упоминаются: «Школьная цифровая платформа», «Информационно-сервисная платформа цифровой образовательной среды», «Информационно-аналитическая платформа», «Федеральная цифровая платформа».
Очень интересно, есть ли в Минпросвещения хотя бы один чиновник, который в состоянии внятно рассказать педагогическому сообществу, как соотносится разрабатываемая ФГИС «Моя школа» с существующими платформами, системами, сервисами, каталогами, библиотеками и почему в ТЗ на «Мою школу» нет ни слова о «Сферуме», если, как утверждает Сергей Кравцов, «Моя школа» – это ядро «Сферума»?
И еще один важный момент. Если проанализировать процессы разработки цифровых образовательных продуктов и сервисов под эгидой Минпросвещения, за которыми мы уже имели удовольствие следить, то не слишком сложно дать прогноз: ФГИС «Моя школа» устареет сразу после окончания второй очереди разработки, поэтому будет принято решение создать что-то новое. Точное наименование новой разработки назвать, пожалуй, сложно, но можно предположить, что новейшая система будет точно такой же, только «с перламутровыми пуговицами». И, разумеется, впишется в «ИТ-ландшафт».
Дисбаланс вложений
Дисбаланс средств, вкладываемых в цифровую трансформацию образования и в обеспечение достойной оплаты учительского труда, а также в повышение профессионального уровня педагогического состава, просто огромен. Возможно, в Москве, Санкт-Петербурге и нескольких крупных городах удастся не допустить кадрового провала, хотя в одной только Новой Москве, к примеру, не хватает больше трехсот учителей математики. А что говорить о глубинке России, где на бюджет педвузов проходят выпускники школ с 40 баллами по русскому языку, 39 баллами по математике, 30 баллами по иностранному языку? И даже эти бывшие троечники не очень стремятся после вузов в школы, поскольку все средства идут на развитие инфраструктуры, на трансформацию и перетрансформацию, а не на повышение зарплаты и профессионального уровня.
На разработку, внедрение и непрерывное обновление информационных систем регулярно выделяются приличные суммы, а на квалифицированных учителей в регионах у государства денег нет.
Такой перекос не способствует притоку профессионалов в образовательные организации. С нехваткой педагогических кадров не удается справиться даже за счет увеличения нагрузки до полутора-двух ставок. Точные цифры, характеризующие кадровый голод в регионах, Минпросвещения не публикует. Вероятно, просто боится называть реальные цифры дефицита учителей по стране.
Казуистика вместо равенства условий
В приказе Минпросвещения от 30 июня 2021 г. №396 сформулирован ожидаемый социально-экономический эффект от создания ФГИС «Моя школа»: повышение качества образования за счет использования современных цифровых технологий. В Минпросвещения уверены, что «Моя школа» создаст для всех равные условия получения качественного образования, независимо от места проживания.
Можно, конечно, сделать вид, что ФГИС «Моя школа» обеспечивает равные условия для школьника, у которого уроки математики и физики ведет учитель физкультуры, и для учащегося из Москвы или Санкт-Петербурга, который имеет возможность регулярно общаться с тренерами национальной сборной России по математике и физике. Правда, первый школьник после уроков бежит домой, потому что в школе холодно и неуютно, поскольку до сих пор нет центрального отопления и канализации, а второй остается на математический кружок или занимается в прекрасно оборудованной лаборатории с университетским преподавателем. Но ФГИС у них одна и та же, поэтому и возможности равные. Вот такая казуистика.
Ожидаемый эффект от создания и внедрения ФГИС «Моя школа» состоит, на мой взгляд, не в обеспечении равных условий получения качественного образования, а в снижении бюджетных затрат на школьное образование. На разработку и переработку разнообразных ГИС требуется гораздо меньше бюджетных средств, чем на комплектование всех школ страны квалифицированными учителями. Кроме того, разработка цифровых систем, платформ и сервисов позволяет чиновникам имитировать бурную деятельность и заниматься любимым делом – распределением бюджетных средств.
Массовое школьное образование уверенно движется в сторону подобных информационных систем, каталогов интерактивных образовательных материалов и Сберклассов. Вот как описывает ближайшее будущее массовой школы Алексей Савватеев, математик, профессор Московского физико-технического института: «Школы строятся и стоят пустыми – нет учителей. <…> Ждем учителей с распростертыми объятиями. А вокруг всего этого бегает Герман Греф со своим “мы сейчас экраны поставим за наш счет, сейчас будут Сберклассы; все нормально, не нужны учителя ваши, они уже устарели”».
Диагноз от Алексея Савватеева звучит безрадостно: «Массовая школа умерла». Можно смягчить: умирает. А непрерывная и бездумная трансформация ради трансформации и снижения бюджетных затрат этот процесс только ускоряет.
Обращаем ваше внимание, что мнение редакции портала не всегда совпадает с мнением автора.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.