Протестантизм — одно из трех главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Происхождение протестантизма связано с широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Религиозное искусство протестантов актуально для их мировоззренческой системе. Задачи искусства:
- подчеркнуть значимость совершаемых таинств;
- углубить, прокомментировать смысл вероисповедальных доктрин,
- консолидировать чувства религиозной общины,
- выразить любовь и благодарность Богу.
Творческий продукт религиозной деятельности в виде живописных картин, гравюр, статуй, барельефов, стихи и поэмы, духовные песнопения, гимны и другие − имеют особое качество в отличие от светского искусства. Выражается оно в обилии содержащихся в них религиозных символов, выполняющих важную сакральную функцию создания атмосферы религиозного настроения. Они выступают как информационные коды, через которые считывается самые главные вероисповедальные истины.
Влияние протестантизма на изобразительное искусство.
Идея равенства всех людей перед Богом, роком, смертью нашла свое отражение во многих произведениях изобразительного искусства эпохи Реформации. Огромную популярность на территориях, поддержавших реформы Лютера, приобрели карикатуры на папу римского. Они изображались, в том числе, и на многочисленных медалях, одна из которых представлена на экспозиции («Папа-оборотень» , Германия, XVI в.)
В Виттенберге, на долгие годы ставшем оплотом протестантов, работала гравировальная мастерская великого Лукаса Кранаха Старшего, хорошо знавшего Лютера. В этой мастерской издавались реформаторские брошюры, титульные листы которых представлены на экспозиции (Лукас Кранах Старший «Две ужасные фигуры», Виттенберг, 1523 г.). В них без труда угадывается намек на папу.
В XVI-XVII в.в. выходят в свет картины и гравюры художников протестантов, таких, например, как Лука Гассель из музейной коллекции голландской и фламандской живописи и гравюры XVI-XVI Iвв
Архитектура. В 16 в. при формировании протестантизма из храмов были устранены иконы, статуи, алтари, т.к. опираясь на Библию и некоторых Отцов Церкви культ икон и священных статуй считался идолопоклонством, т.е. нарушением заповеди «не сотвори себе кумира». Типичный протестантский молитвенный дом (храм, церковь, кирха) отличался скромным внутренним убранством, а могут быть украшены религиозной живописью, витражами, статуями, Обосновывалось, что Бог должен быть в душе, а поклонение ему в видимом наглядном изображении нечестиво и греховно. Молитва в храме носила чаще импровизированный характер, подчеркивающий интимность обращения к Богу. Протестантский Север (Англия, Голландия, Сев. Германия, Скандинавия) в отличие от католических стран, где после Ренессанса появились новые стили (барокко, классицизм), не создал ничего собственного. Здесь сохранились готические традиции, преобразованные протестантами в соответствии с их религиозностью и осуждением искусства самого по себе.
Театральное искусство. С самого начала протестантизм выступал против театрального искусства, как «учащего безбожному и постыдному сладострастию». В Англии и Германии театры были под запретом на протяжении 17 в. Позднее этот запрет был снят, но искусство оставалось под строгим надзором церкви. Большое распространение получают музыкально-драматические постановки на библейские и религиозно-назидательные сюжеты, снимаются музыкальные клипы, фильмы, создаются телевизионные программы.
Музыкальное искусство. Музыка благодаря слову входила в богослужение, и присутствовала в нем как украшение церкви, как восхитительный Божий дар, чья гармония звуков символизировала гармонию Небес.
«Премудрость Божья, проявившаяся в этом творении» (М. Лютер).
Протестантское наследие дало мощный импульс для развития религиозной инструментальной музыки: мелодии гимнов становятся тематическим ядром всевозможных инструментальных обработок в самых разнообразных стилях и жанрах.
Лютеранство ввело так называемую «немецкую мессу», состоявшую только из немецких духовных песнопений. Образовался протестантский хорал, текстами которого служили переводы на нем. язык католических песнопений или заново сочиненные по библейским мотивам, а мелодии заимствовались в основном из немецких народных песен. С нач. 17 в. особая роль в протестантском богослужении отводится органу, игра на котором (прелюдии на хоральные темы) подготавливала службу. Высшим достижением органной музыки стали многочисленные хоральные обработки И.С. Баха. Хоровое пение является важной частью богослужения. Получили распространение жанры пассионов (музыкальное произведение на евангельский текст о предательстве Иуды, пленении и распятии Иисуса) и ораторий (крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра) (Р. Кайзер, И. Бах, Г. Гендель и др.). С другой стороны, вокальная органная и отчасти оркестровая музыка вышли за пределы литургического применения. Концертная музыка в церкви стала исполняться и во внеслужебные часы.
Если понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк :)
#искусство #религия #протестантизм #культурология #культура