Найти в Дзене
Фактчек.кз

Говорил ли Мао Цзедун: «История — это симптом. Диагноз — это мы»?

Эту фразу приписывает Мао Цзедуну не только сеть, но и российские кинематографисты. С их лёгкой руки «цитата» по каким-то причинам всплывает на 38 секунде в виде эпиграфа к некогда нашумевшему фильму«Викинг» с Данилой Козловским в главной роли. Но говорил ли что-то подобное Мао Цзедун на самом деле? Вердикт: Фейк (апокрифическая цитата) Князь Владимир, он же Викинг, президент США Никсон, непосредственно Мао Цзедун — многие и многое смешалось в этой запутанной истории. Фраза представляет собой сборную солянку. Приписанная Мао цитата в виде, представленном в заголовке, шагнула в русскоязычное пространство благодаря «Викингу», премьера которого состоялась в декабре 2016 года. Но изначально её появлению, мы «обязаны» Оливеру Стоуну и соавторам сценария к кинокартине о жизни 37-го президента США Ричарда Никсона. Впервые похожий оборот (первая часть «цитаты») звучит именно в фильме «Никсон», год выхода: 1995. Происходит это, по сюжету, во время беседы Мао и Никсона (в 1972 году состоялся ист
Оглавление

Эту фразу приписывает Мао Цзедуну не только сеть, но и российские кинематографисты. С их лёгкой руки «цитата» по каким-то причинам всплывает на 38 секунде в виде эпиграфа к некогда нашумевшему фильму«Викинг» с Данилой Козловским в главной роли. Но говорил ли что-то подобное Мао Цзедун на самом деле?

Вердикт: Фейк (апокрифическая цитата)

Князь Владимир, он же Викинг, президент США Никсон, непосредственно Мао Цзедун — многие и многое смешалось в этой запутанной истории. Фраза представляет собой сборную солянку. Приписанная Мао цитата в виде, представленном в заголовке, шагнула в русскоязычное пространство благодаря «Викингу», премьера которого состоялась в декабре 2016 года. Но изначально её появлению, мы «обязаны» Оливеру Стоуну и соавторам сценария к кинокартине о жизни 37-го президента США Ричарда Никсона.

Впервые похожий оборот (первая часть «цитаты») звучит именно в фильме «Никсон», год выхода: 1995. Происходит это, по сюжету, во время беседы Мао и Никсона (в 1972 году состоялся исторический визит президента США в КНР). Поиск по цитатам из фильмов выдал следующий вариант:

02:13:28 (тайм-код — прим. Авт.) History is a symptom of our disease.

Далее, сцена с беседой меняется на видеоряд с бомбардировками Ханоя американцами... Фразе предшествует довольно пафосный диалог (таймкод: 2:12:49), в ходе которого то и дело слышатся дьявольские всхохоты Мао:

Никсон: Гражданская война — самая жестокая из войн. Но наши страны выкованы революцией. И Соединённые Штаты, и Китай.

Мао: Вас интересует только мир? Внутри нас должна жить война! История — это симптом нашей болезни.

По-видимому, в англоязычном пространстве фразу History is a symptom of our disease стали активно приписывать Мао Цзедуну благодаря фильму Оливера Стоуна. Автор книги «Исторические фильмы, женщины и Сверхъестественное Фрейда» Сьюзан Линвилль, описывая этот момент из картины, отмечает, что диалог был «фиктивным», т. е. вымышленным.

О том, что Мао не произносил фразы «История — это симптом нашей болезни», свидетельствует и расшифровкаего беседы с Никсоном. Документ можно найти на сайте Госдепартамента США. Хотя несомненно сценаристы некоторым образом опирались на диалог, случившийся в реальности. К примеру, как и в фильме, Мао действительно говорил, что «голосовал» за президента Никсона. А тот ответил, что председатель КНР «отдал голос» за меньшее из двух зол.

К слову, знаменитый бестселлер с выдержками (более 400 цитат) из произведений Мао Цзедуна (т.н. Маленькая красная книга) не содержит подобной фразы.

Подытожим: фраза «История — это симптом. Диагноз — это мы» является плодом причудливого коллективного кинематографического творчества. Сценаристы фильма «Никсон» — Стивен Ривелли, Кристофер Уилкинсон и Оливер Стоун — придумали про симптом. Авторы сценария кинокартины «Викинг» — Андрей Кравчук, Виктор Смирнов, Андрей Рубанов — дописали про диагноз.

Нафантазировали авторы это сами или ещё откуда-то заимствовали — неизвестно. Повторимся, «Викинг», вышел в прокат в конце 2016 года. Годом ранее — в августе 2015-го, портал Rg.ru в анонсе писал: «Одним из авторов сценария стал российский писатель Андрей Рубанов. Возможно, именно его привычка работать с текстами большого объема и стала причиной появления загадочного слогана „История — это симптом. Диагноз — это мы“».

Послесловие: ещё немного войны, насилия и Мао

Стоит отметить, что бывший председатель КНР и сам не чурался цитирования. Например в работе «О затяжной войне» (1938, Избранные произведения, т. II), состоящей из цикла лекций, прочитанных товарищем Мао Цзэ-дуном в Яньани в период с 26 мая по 3 июня 1938 года на собраниях Общества по изучению проблем войны против японских захватчиков, бывший председатель КНР говорит:

«…война, как таковая, представляет собой действие, носящее политический характер… Но война имеет и свою специфику. В этом смысле война не равнозначна политике вообще. „Война есть продолжение политики иными средствами“».

Мао Цзедун во время празднования Национального дня КНР, 1961 год
Мао Цзедун во время празднования Национального дня КНР, 1961 год

При этом в тексте работы имеется ссылка: «См. В. И. Ленин, „Социализм и война“, глава I (Соч., т. 21, стр. 276. — Прим. ред.) и „Крах II Интернационала“, раздел 3 (Соч., т. 21, стр. 194–195. — Прим. ред.)».

Однако, на самом деле фраза «Война есть продолжение политики иными средствами» принадлежит не вождю мирового пролетариата, а прусскому военному теоретику генералу Карлу фон Клаузевицу (Из сочинения «О войне», ч. 1, 1832). В указанных работах Ленин ссылается на источник, однако, в его интерпретации мысль излагается так: «„война есть просто продолжение политики другими“ (именно насильственными) „средствами“».

Следите за тегом #неговорилятакойфигни в нашем Инстаграм.