Найти тему
Басни нарколога

Как правильно разговаривать с детьми на тему наркотиков и их последствий с целью предотвращения их употребления?

Оглавление
Наркомания среди подростков распространена больше всего с 15 лет
Наркомания среди подростков распространена больше всего с 15 лет

В предыдущих статьях читатели нашего Блога давали советы и рекомендации, делились мнением и просили написать о том, как говорить с детьми на тему наркотиков. Также говорили о том, что важно освещать такие темы в школе, на общественном телевидении и, что немаловажно, чтобы государственные власти также принимали непосредственное участие в ознакомлении с проблемой наркотиков. При этом ценно, чтобы это была не «детская статья», а что-то весомое. Давайте начнём хотя бы с малого. Иначе и правда вместо статей придётся писать книги :)

Избежать последствий = не создать ситуаций. Согласны?

Разговаривать с детьми о вреде наркотиков, о том, к каким страшным последствиям может привести употребление запрещённых веществ, — это важно и нужно. Так считаем мы, неравнодушные и критически мыслящие люди. При этом имеет важное значение ещё учитывать и возраст, особенности детской психики, детского восприятия общей картины мира. В этом могут помочь опытные психологи совместно с врачами-наркологами, если имеется потребность. Консультации ещё никто не отменял, да и литературы в доступе очень много.

Немного цифр

В 2021 году насчитывается уже более 6 миллионов наркоманов в России, хотя по данным МВД (тех, кто официально стоит на учёте), в России зарегистрировано почти 460 000 человек. Не учтены те, кто проходит лечение и реабилитацию в негосударственных центрах и тех, кто в принципе не обратился за помощью за неимением средств или желания. Также не учитываются зависящие от препаратов, которые не включены в группу наркотических средств.

Поэтому, приблизительная реальная цифра зависящих от наркомании кратна 6 000 000 человек.

Радует, что количество токсикоманов снижается – 50 человек на 1 миллион. Зато в 2 – 3 раза увеличилось число зависящих от ПАВ и психостимуляторов.

За последние 10 лет число взрослых наркоманов старше 30 лет увеличилось - в 8 раз (примерно 20%), подростков и молодых людей от 16 до 30 лет - в 18 раз (примерно 60%), а детей школьного возраста 9-13 лет (и более раннего возраста) - в 24 раза (20% от общего числа).

При этом, говорится о стабилизации, но и росте оборота наркотиков на 3 тонны в год. А ежегодный наркотрафик стабилен – более 500 тонн. Странно, не правда ли?

Профилактику наркомании необходимо проводить с раннего детства
Профилактику наркомании необходимо проводить с раннего детства

Причиной смертности наркоманов, а это 70 000 человек в год, являются:

  • Болезни: гангрена, ВИЧ, язвы, гепатиты, сифилис (с каждым годом число растёт, ибо предохраняться забывают).
  • Опасные ситуации из-за неадекватного поведения, угрожающие не только самим наркоманам, но и окружающим.
  • ЗППП и заражение через нестерильные шприцы.
  • Желание стать богаче – наркоманов убивают, как предателей или ненужную вещь.
  • Самоубийства. «Выходят в окна», думая, что они – птицы, бросаются в прорубь, ища сокровища, «отключаются» на железнодорожных путях и в снегу. Либо находясь в ломке без дозы. А ещё, угрожая родным с целью вымогания денег, покончить собой. И кончают.

О детях, о важном

Стоит каждому родителю, педагогу, родственнику, и вообще любому взрослому человеку, имеющему рядом ребёнка, задуматься о чрезмерной строгости к детям, об ультиматумах для детей и протестах на них, о желании детей нарушать правила, о всеобщем безразличии, о разделении интересов детей, об умении составить компанию ребёнку и стать ему другом, об интересе детей к неизведанному и запретному, об уверенности в себе, о доверии, о семейных традициях и многом другом. Дети, лишенные всего этого, чаще всего и начинают употреблять наркотики. И неважно, в какой семье они родились, богатой или бедной.

Чем раньше начать беседу, тем проще предотвратить болезнь
Чем раньше начать беседу, тем проще предотвратить болезнь

Возраст ребёнка и подача информации о вреде наркотиков

Проблема наркомании, к сожалению, не нова. Мало того, она ещё и разрастается, а молодёжь всё больше подсаживается на синтетические наркотики, поэтому и говорят, что наркомания «молодеет». «Травку», как нам кажется, курят только бывалые, ещё из восьмидесятых или девяностых. Наркотическую зависимость много лет изучают и лечат профильные специалисты, это не новость. Часть исследований направлена на формирование эффективной системы профилактики употребления наркотиков. На основании этих исследований составлены следующие рекомендации по информированию детей и подростков о вреде наркотических веществ:

Дети-дошкольники в возрасте 4-5 лет. С малышами главное — выстраивание доверительных отношений с родителями. Именно в этом возрасте закладывается осознанный базис связи родитель-ребёнок-родитель. Даже если очень устали на работе, то вечером нужно найти время для того, чтобы сесть на один уровень с ребёнком (на пол, ведь дети любят играть там) и поинтересоваться жизнью своего чада, что-то обсудить, рассказать о своих событиях. Сначала спросите, знает ли он что-то о наркотиках вообще. Если не знает, переходим на более общие темы о растениях, например. До детей 4-5 лет стоит доносить, что бывают полезные и вредные растения, что пробовать что-то новое (конфету, таблетку и т.п.) нужно только с разрешения родителей (бабушек, дедушек). Им интересен мир, они его познают, надо поддержать их в данном вопросе, но предупредить о последствиях.

Младшие школьники в возрасте 6-8 лет. Такие дети уже не верят безоговорочно родителям. Они стремятся проверить информацию. Начать разговор о наркотиках стоит с теории: что он знает о наркотиках, знает ли какие-то названия, где он узнал эту информацию, о чём ему рассказали про наркотики и т.п.. Не проявляйте сильные эмоции при удивлении – не акцентируйте на этом эмоции. После того, как вы убедитесь о том, что ребёнок понимает и знает о наркотиках какую-то информацию, можно подвести разговор к совместному обсуждению, что наркотики — это чей-то нечестный бизнес, что такие деньги законным путём не заработать, что наркоманам приходится воровать и врываться в чужие квартиры ради дозы. А далее сообща прийти к выводу, что наркотики пробовать не нужно. Также можно пофантазировать с ним на тему: «Что нужно сделать для того, чтобы наркоман не смог зайти в квартиру». Вы удивитесь, что придумает ваш ребёнок. Но у него сформируется сознание, что наркотики и наркоманы – это плохо.

Дети в возрасте 9-11 лет. С будущими подростками следует говорить более открыто, чем с малышами. В беседе обязательно нужно проговаривать ситуации, которые могут побудить ребёнка к принятию наркотика. Важно сформировать в детском сознании тот факт, что никакие беды и переживания нельзя заглушать приёмом наркотических веществ, а помощь всегда можно получить у своих родителей, будь то беседа или реальная помощь. Также можно пофантазировать с ребёнком на тему способов отказа от предложений попробовать наркотические или любые иные средства (в том числе и конфеты). Например, найти союзника и единомышленника, отвечать стойкое «нет», молча уходить.

Подростки 12-14 лет. Это сложный возраст в отношениях детей и родителей. Подростки стремятся отдалиться от отцов и матерей, они хотят поскорее почувствовать себя взрослыми. Разговоры о вреде наркотиков в этом случае всегда нужно подкреплять многочисленными фактами, которые могут расстраивать подростка: в наркотическом угаре можно попасть в аварию и остаться калекой, от употребления марихуаны будет плохо пахнуть изо рта и никто не захочет общаться и т.д. и т.п. При этом важно не выдумывать несуществующие последствия!

Юноши и девушки 15-17 лет. Предвзрослый период — самый опасный. Именно в этом возрасте доступность наркотиков для юношей и девушек возрастает, а самыми употребляющими наркотики являются как раз дети такого возраста. Родители не должны бояться разговоров со своими детьми на взрослые темы. Нужно говорить о том, что приём наркотиков в юном возрасте может поставить крест на будущей карьере, здоровье будущих детей и на жизни в целом.

Неважно, в какой семье растёт ребенок, бедной или богатой
Неважно, в какой семье растёт ребенок, бедной или богатой

Закон наркотического тяготения. История из жизни.

Рената росла в семье учителя и инженера. Отец девочки был одним из лучших педагогов страны по физике, мать — инженером-конструктором. Природа сделала своё дело — Рената унаследовала тягу к точным наукам. Главным учителем для девочки был её папа, коронным предметом — физика. В старших классах Рената неоднократно выигрывала различные предметные олимпиады, а после окончания школы поступила в один из самых сильных ВУЗов страны. Для этого ей пришлось переехать в столицу из родного города и поселиться в студенческом общежитии.

Что-то пошло не так. То ли многочисленные перемены в жизни, то ли какие-то внутренние, тайные переживания. Рената изменилась. Когда она приезжала домой или родители навещали её в столице — благо родной город девушки был недалеко — общение не складывалось. Но семья даже предположить не могла, что их умница-дочка могла пристраститься к наркотикам. А наркотические соли уже плотно вошли в жизни Ренаты.

Когда-то девочка с интересом решала задачки по физике и лабораторным путём проверяла законы. Теперь в её жизни всё подчинялось закону наркотического тяготения. Только родители этого не знали или не хотели смотреть правде в глаза. Между Ренатой, её папой и мамой так и не произошло никакого разговора о наркотиках: тело студентки 2 курса нашли под окнами общежития. Следствие установило, что Рената покончила с собой, шагнув из окна. Закон всемирного тяготения сработал под воздействием состояния наркотического опьянения.

История Ренаты — одно из многочисленных подтверждений того, что нельзя прятать голову в песок и делать вид, что наркотиков не существует, нельзя самонадеянно считать, что беда может произойти только с кем-то другим. Родители должны проводить с детьми беседы о вреде наркотиков обязательно, даже несмотря на то, что умница-дочка.

Подытожим

Наркотики распространяют даже матери с младенцами в колясках
Наркотики распространяют даже матери с младенцами в колясках

Гармоничные отношения между родителями и детьми, грамотная открытость, отсутствие страха у взрослых перед психологами и наркологами способны уберечь молодое поколение от роковых ошибок. Почему мы так говорим? Потому что только в определённой среде любой наркозависимый может избавиться от привязанности к наркотикам, а находясь уже в такой среде и мыслей не возникнет начинать, даже если ребёнку тычут сверстники носом: «да тебе слабо!» или любимый уговаривает «попробовать разочек».

Что делать родителям и взрослым, включая педагогов и близких родственников

Убираем претензии, нравоучения и ужастики с наркоманами. Никаких фраз, типа: «Мне надо с тобой серьезно поговорить, садись!» Просматриваем вместе обучающие фильмы – и время совместно провели, и с пользой. После просмотра – обсудили. При этом сделали это так, что не вы инициатор разговора.

Важно донести, что совместные усилия помогут найти выход всегда и вам можно доверять. Обязательно выслушиваем ребёнка и не перебиваем, когда он высказывает своё мнение после фильма. Принимаем его мнение! Это крайне важно! Если вы будете убеждать его, что он не прав, вы загоните ребёнка в тупик, отчего начнётся сопротивление и очень быстро разовьётся недоверие.

Не запугиваем! Дети могут реагировать на страшные фильмы/видеоролики и ваши запугивания о наркоманах по-разному. Одни перетрут и забудут, а другие не сумеют критически осмыслить и впадут в депрессию. А уж если ребёнок однажды узнает, что вы его обманули даже в шуточной форме – доверию придёт конец. В момент.

В беседе акцент нужно расставить на его ценностях и последствиях употребления наркотиков на них. То есть, что было бы, если бы это отразилось на его любимом увлечении. Здесь нужно подчеркивать достоинства вашего ребёнка, даже если они совсем незначительные. Этим вы повысите значимость подрастающего человека. Для себя и для него лично.

Исключаем какие-либо угрозы, даже шуточные. Если будете угрожать словами, типа: «Не дай Бог я узнаю, что ты…», тем самым вы транслируете чаду, что не хотите ничего знать о его проблемах. Результат – потеря доверия.

К сожалению, особенно в школе (да что уж там, и в семьях), эти простые правила нарушаются ежедневно, ежечасно. Если ребёнок вам не доверяет, то он никогда не расскажет о том, что его волнует или что с ним случилось. Он подумает: «Какой смысл?». И он будет самостоятельно принимать решения, которые могут привести его к наркотикам. О школах и говорить страшно – там дети живут в постоянном страхе и недоверии. Согласитесь, что редко какого учителя дети любят, уважают, прислушиваются и доверяют.

И ещё, не бойтесь психологов! Они есть разные: взрослые и детские. Онлайн и очно. На форумах и в клиниках. Везде можно найти помощь и взрослому человеку, потерявшему нить доверия со своим ребёнком.

Любую ситуацию можно исправить и направить в нужное русло. Тогда и результат будет хорошим для вас и ваших детей.

Если у вас есть своё мнение на этот счёт, выскажитесь, дайте советы.

С верой в будущее. Инпрамед.

Читайте также и высказывайте своё мнение в статьях:

О тестах на наркотики

О профилактике курения в школах

К чему приводят солевые наркотики

#дети и наркотики #наркомания среди детей #психолог о наркомании #важное о детях #наркомания