История этого выходящего за все рамки обычного места началась с Франциска Ассизского – самого любимого и самого почитаемого святого Италии, который является святым покровителем этой земли. Родом он был из Умбрии, земли, насчитывающей самое большое количество монастырей в Италии. Видимо, по этой причине многие в поисках духа рано или поздно притягиваются именно в Умбрию.
Среди девственных умбрийских лесов Умбрии, где дороги не проложены и девять столетий спустя, святой покровитель Италии соорудил для себя скромную хижину, выбрав место, где среди посаженного им куста лавра и розы, забил чудодейственный источник. Позже именно в этом месте графы Маршиано построили церковь и монастырь Frati Minori, младших братьев, как называли себя францисканские монахи.
Сегодня Святой Франциск помимо присутствия духовного встречается и в художественном воплощении. В церкви можно постоять перед фреской середины 13 века, на которой Святой Франциск запечатлен в состоянии левитации.
Следующее имя, которому было суждено стать яркой частью истории данного места, — Томазо Буцци. Известное имя для тех, кто знаком с историей архитектуры. В конце 30-х годов прошлого столетия он решил завершить с активной деятельностью, так как фашистский режим Муссолини не очень совпадал с его жизненными принципами.
Томазо Буцци стал проектировать виллы для сильных иатльянского мира. Видимо, общение с данными кругами сформировало желание уединиться и в определенный момент очень потребовало заняться поисками места для личного отдохновения.
Такое место нашлось в Умбрии. В 1957 году Томазо покупает руины того самого францисканского монастыря 13 века, который оказался заброшен в 1920-е годы. Отреставрировав обитель младших братьев, он принимается за свою масштабную постройку — идеальный город (città Ideale).
Существует цитата Томазо Буцци, из которой следует, что его Скарцуола проектировалась как “оазис для встреч, учебы, работы, музыки и оазис тишины”, “королевство фантазии, сказок, мифов, эха и отражений за рамками времени и пространства”.
Первый взор на оазис сегодня может зафиксировать такое количество символов, разномастных элементов, намеков на нечто магическое, ключевых архитектурных стилей разных эпох, что немедленно захочет приписать данную постройку в стан очень фантазийной эклектики.
Далее есть два варианта разобраться с этим насыщенным визуальным рядом. Пройти по идеальному городу под аккомпанемент тех идей, которые приписываются его создателю. Либо выстроить свой маршрут и свои интерпретации.
Если раскладывать город на ключевые осязаемые элементы, получим 7 “театров”. Автор непрозрачно повторяет озвученную в другую эпоху мысль, что весь мир — театр. Театру положено наполнять мир символами. За них в идеальном городе отвечают сады с гротами, система многоярусных террас, музыкальный лабиринт, зеркальные бассейны, “Акрополь”, куда уместилась даже Триумфальная арка, храм Весты, Парфенон. Для пущей театральности большинство объектов внутри оставлены пустыми.
Если самостоятельно разъяснить себе, зачем такая сложная геометрия, не получается, можно обратиться к автору. Считается, что архитектор в своем идеальном городе задумывал воплотить «путь инициации», который позволил бы встретиться с бессознательным и прототипными персонажами. Теми самыми, которыми занимался Карл Густав Юнг. Можно попробовать представить, что путь, который будет проложен в этом городе, на самом деле есть путь к себе, такая метафорическая прогулка, чтобы возродить сове собственное “я”, если оно у вас ушло слишком вглубь.
Подтверждает данную версию и интерпретация одной из ключевых точек сада — бассейна, от которого расходятся три дорожки. Дорожка, безусловно, один из наиболее легко трактуемых здесь символов — земной путь человека. Самая не длинная и незамысловатая — путь к богатству и славе, средняя дорожка — это путь любви. Самая длинная и витиеватая дорога — дорога веры. На этой дорожке вам встретятся лабиринты и преграды. Над бассейном — песочные часы без песка. Намек на отсутствие времени, зачем оно, если душа живет вечно.
Томаззо Буцци оставил этот мир и свой идеальный город в 1981 году. Продолжает сохранять Ла-Скарцуоло его племянник Марко Солари. Иногда он проводит экскурсии. Пройтись по идеальному городу вместе с Марко – это тот еще театр. Правда, всю мощь постановки ощутить можно исключительно на итальянском языке.
Привыкнув ко всей этой системе символов и эклектике, ловишь себя на том, что в голове начинают появляться вопросы.
Про выбор дорожки. Про то как жизнь свою не превратить в театр. Про то глубоко ли ушло твое истинное “я”. Эти мысли отчего-то вообще часто приходят в голову в Умбрии. Что важно, помимо этих вопросов, здесь на них получаешь вполне очевидные ответы.
42°53′55″N 12°09′10″E