Найти тему

В мире услуг

Не по залам и по салонам

Чёрным платьям и пиджакам,

Я читаю стихи драконам,

Водопадам и облакам!

Н. Гумилёв

Чтобы там ни сказал президент, в понимании современных детей и взрослых учитель оказывает образовательные услуги. И он их оказывает либо хорошо, либо плохо. При этом не изобретено пока линейки, с помощью которой можно измерить качество работы учителя.

И вот вся бюрократическая машина министерства придумывает, под какой же лупой будет видно столько учителей, сколько нужно. Почему так трудно с инструментом? Потому что если все учителя вдруг окажутся качественными, им придется больше платить. А если все учителя окажутся некачественными, кто же будет учить народ. Вот и мучаются бедные контролирующие органы: то этим хвост прижмут, то тех пожурят слегка.

А народ тоже стремится помочь системе образования – пишет из последних сил жалобы, собирает скриншоты бесед из социальных сетей, копии замечаний из дневников своих чад. Не гнушается даже фото- и видеосъемкой. На войне как на войне.

Успокаивая очередного коллегу, я советую не принимать близко к сердцу. NN в прошлом году выпустили, и MM выпустим.

А что в остатке? В остатке жизнь, которая идет своим чередом. На что мы ее тратим?

Вот я вхожу в класс. Дети встают. Некоторые через силу, некоторые – с восторгом, некоторые – с чувством выполненного долга. И я чувствую, что они меня уважают. Они слегка приподнимают меня, словно одобрительно кивая: ну, вещайте, что там еще стряслось. И я в душной тишине приветствую их – с улыбкой, всегда с улыбкой. И они улыбаются в ответ. Они слышат меня, а я стараюсь слышать их. Всех и каждого. Но самое сложное – не споткнуться на этой сцене. Ведь зрители у меня учатся. Учатся всему.

Учитель – это не услуга. Человеческое живое образование воспитывает больше чем что-либо на Земле. Ведь мнение учителя обо всем на свете в каждом повороте головы, в каждом вздохе, во внешнем облике… Вот идет красивая учительница русского и литературы в платье с пышной юбкой. О, она так любит Пушкина, стремясь задержаться на его произведении и помечтать о балах и стихах, написанных чернилами в старомодных альбомах. И не терпит Есенина, проскакивая его грубую поэзию. А вот учительница географии, которая одета всегда по-походному. И рассказывает о путешественниках и диковинках дальних стран. Жаль, ей не дали курс экономической географии, потому что там нужно больше про политику и демографию. И вот она уже улетает с героями Жюля Верна на воздушном шаре на край света, чтобы открыть мир новой партии пятиклашек.

Скажете, такие учителя редкость? Нет, совсем нет. Потому что работать в школе только за деньги невозможно. Работать в школе можно по большой любви. Только вот загвоздка – как эту любовь подтвердить, какими документами? Если даже на флюорографии ее не видно.