В советское время формирование личности преступника объяснялось недостатками семейного воспитания, недостатками работы школы, трудового коллектива и милиции. В современных условиях криминологи выявили около 200 факторов, оказывающих влияние на динамику преступности и формирование личности преступника. Не отрицая вышеназванных, приведем основные группы факторов и некоторые входящие в их состав элементы.
1. Социальные факторы - нестабильность общества, неблагоприятная социально-психологическая атмосфера в нем, социальная незащищенность стариков, детей и малоимущих, отсутствие личностных перспектив и уверенности в завтрашнем дне.
2. Политические факторы - нестабильность госвласти, отсутствие развитой демократии, тоталитаризм, коррумпированность чиновничества, сращивание власти и капитала,
3. Идеологические факторы - идеологическая пустота, отсутствие в обществе объединяющей людей идеи, господство бездуховности.
4. Моральные факторы - аморальность в жизни и поведении людей, разрушение принципа взаимопомощи и братства, процветание идеи голого чистогана, обмана, фальши между людьми; распространенность наркомании, пьянства, сексуальной распущенности.
5. Экономические факторы - рост безработицы, неудовлетворенность заработком, нищета, несвоевременная выдача зарплаты, рост теневой экономики.
6. Социально-бытовые факторы - неудовлетворенность людей жильем, различными коммунальными услугами, их дороговизна и недоступность большинству населения.
7. Социально-технические факторы - появление новых профессий, неготовность и недоступность людей к их овладению, переучиванию.
8. Социально-культурные факторы - недоступность культурных ценностей и учреждений основной массе населения, кризис современной отечественной культуры, разброд и шатания среди интеллигенции, преобладание западной поп-культуры, чуждой традициям и менталитету нашего общества.
9. Национальные факторы - господство идей национализма, национальной исключительности, фундаментализма, порождающих межнациональные конфликты и войны.
10. Социально-демографические факторы - массовое семейное неблагополучие, нуклеарная или распавшаяся семья, разрыв поколений в семье.
11. Организационно-управленческие факторы - несвоевременное и неоптимальное принятие властями решений, касающихся жизни общества или отдельных групп населения (детей, инвалидов, стариков, женщин, военнослужащих и др.).
12. Социально-правовые факторы - "прорехи" в правовом поле, регулирующем поведение людей в быту, в труде, в сфере бизнеса, а отсюда вседозволенность и безответственность, появление различных пирамид в бизнесе и массовый обман населения.
13. Генетические факторы - ухудшение генетического потенциала нации в результате пьянства, наркомании, нищеты, ухудшения экологии.
14. Социально-медицинские факторы - разрушение бесплатной и доступной всем системы медицинской помощи и получения различных медицинских услуг, несвоевременное выявление различных соматических и психических аномалий, увеличение доли лиц, перенесших при рождении черепно-мозговые травмы, и др.
15. Информационные факторы - срастание средств массовой информации с бизнесом, засилье рекламы, навязывающей людям и особенно подрастающему поколению чуждый нашему обществу образ жизни через кинобоевики и мыльные сериалы, проповедующие жестокость, культ силы, безудержный секс, праздность, разврат и т.д.
16. Социально-воспитательные факторы - слом существовавшей системы воспитательной работы во всех социальных институтах (школах, ПТУ, вузах, государственных и общественных организациях) со всеми возрастными и профессиональными категориями населения (с детсадовцами, школьниками, учащимися ПТУ, рабочими на производстве, пенсионерами, инженерно-техническими и научными работниками и т.д.), ликвидация возрастных и профессиональных общественных организаций (октябрятской, пионерской, комсомольской, партийной и т.п.) и отсутствие их альтернативы.
17. Криминальные факторы - преступность достигла такого уровня, когда она сама себя воспроизводит через различные возникшие в обществе криминальные институты - через наставничество и шефство рецидивистов над подростками, путем втягивания их в криминальные группы, создание специальных нелегальных школ по повышению криминального мастерства (обучение владению оружием, совершения квартирных краж, угона автомобилей и т.д.) через господствующую в обществе криминальную идеологию, распространение уголовного жаргона, воровских законов и других атрибутов криминальной субкультуры.
18. Криминологические факторы - отсутствие целостной и стройной системы профилактики преступности, включающей ее изучение, прогнозирование и разработку системы мер сдерживания, упреждения тех или иных видов правонарушений, недостатки в работе правоохранительных органов и взаимодействия между ними на всех стадиях в борьбе с преступностью.
19. Военные факторы - развал армии, господство в ней дедовщины, торговли оружием, наркомании, превращение ее из социального института защитницы отечества в источник пополнения кадрами преступных сообществ за счет солдат, прошедших горячие точки, участвовавших в военных действиях, не адаптировавшихся к современному обществу.
20. Социально-психологические факторы - разделение общества на богатых и бедных породило ряд социально-психологических феноменов, таких как зависть, ненависть, желание использовать криминальные пути для выхода из нищеты и бедности.
Среди рассмотренных факторов есть для каждой личности главные и второстепенные, влияющие непосредственно на личность, создающие криминогенную ситуацию или провоцирующие ее на совершение преступления, оправдывающие криминальное поведение и криминальный образ жизни.
Каждый фактор имеет разный удельный вес и значимость в формировании личности преступника, и только во взаимодействии и взаимосвязи они образуют причинный комплекс. Так, алкогольное зачатие Сенькина усугубилось родовой черепно-мозговой травмой, приведшей к возникновению психической аномалии. Семья, в которой он воспитывался, оказалась за гранью нищеты, отец-алкоголик не работал, мать занималась проституцией, чтобы кормить семью, подросший ребенок оказался в криминогенном ближайшем окружении, возникшем из детей, как и данный ребенок, проживавших в коммуналках, построенных раньше для "лимиты". В школе, в которую он пошел, обучение и воспитание было поставлено из рук плохо, из 8 класса за неуспеваемость был отчислен. При достижении совершеннолетия был призван в строительные войска, прошел все ступени "дедовщины". Став старослужащим, начал издеваться над новобранцами, за что получил срок в дисциплинарном батальоне. После "дембеля" ушел в криминальную группу, в составе которой совершил три тяжких преступления. Вернувшись из колонии оказался бездомным. Родители комнату в коммуналке обменяли на развалюху в дальней умирающей деревне, куда он ехать отказался. Совершил новое преступление и опять пошел в колонию. Ни на одном этапе развития этой личности и превращения ее в закоренелого преступника меры профилактики не сработали.
Знание причинного комплекса открывает возможности:
1) для общей превенции (общей системы профилактики) и
2) разработки системы частной превенции (частной профилактики).
Причинный комплекс личности преступника.
12 ноября 202112 ноя 2021
1
6 мин
В советское время формирование личности преступника объяснялось недостатками семейного воспитания, недостатками работы школы, трудового коллектива и милиции. В современных условиях криминологи выявили около 200 факторов, оказывающих влияние на динамику преступности и формирование личности преступника. Не отрицая вышеназванных, приведем основные группы факторов и некоторые входящие в их состав элементы.
1. Социальные факторы - нестабильность общества, неблагоприятная социально-психологическая атмосфера в нем, социальная незащищенность стариков, детей и малоимущих, отсутствие личностных перспектив и уверенности в завтрашнем дне.
2. Политические факторы - нестабильность госвласти, отсутствие развитой демократии, тоталитаризм, коррумпированность чиновничества, сращивание власти и капитала,
3. Идеологические факторы - идеологическая пустота, отсутствие в обществе объединяющей людей идеи, господство бездуховности.
4. Моральные факторы - аморальность в жизни и пове