АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА
Изобретательством Михаил Калашников увлекался с малых лет, а первые военные разработки сделал перед Великой Отечественной войной, когда служил в танковых войсках. В частности, он создал оригинальную конструкцию для ведения пистолетной стрельбы из танка. А идея создания легкого, скорострельного и простого в использовании автоматического оружия пришла к нему во время вынужденного перерыва в службе – в августе 1941 года танкист Калашников получил ранение и оказался в госпитале. Как позже он писал в мемуарах, «немцы виноваты, что я стал военным конструктором».
Михаил спешно заполняет пробелы в знаниях и во время реабилитационного отпуска приступает к созданию своего первого пистолета-пулемета. С ним он доходит до этапа стрелковых испытаний. Испытания оружие не проходит, но Калашников получает ценнейший опыт знакомства с образцами современного стрелкового оружия, изучает его устройство и методики испытаний, общается со специалистами оружейного дела
Отправной точкой для появления Автомата Калашникова историки считают 15 июля 1943 года, когда на заседании Наркомата обороны было принято решение о создании нового патрона уменьшенной мощности калибром 7,62-мм и автомата под него. В конкурсе участвовало большое количество конструкторов, но Михаил Калашников приступил к работам только в середине 1945 года.
Осенью 1946 году с большой помощью коллектива Ковровского завода №2 Калашников собирает три опытных образца, обозначенных по конструктору и году создания как АК-46. Автомат Калашникова вместе с разработками конструкторов Дементьева и Булкина проходит во второй испытательный тур. Именно во время доработок к следующему этапу приемки были внесены революционные изменения, сделавшие легендарный автомат таким, каким мы его знаем сегодня.
Михаил Тимофеевич рассказывал, что во время работы над АК-47 он и его коллеги стремились избавиться от стереотипов, накопившихся в оружейном деле. Он много общался с простыми солдатами – будущим пользователями его оружия. Сам, будучи рядовым, Калашников хорошо понимал, какими характеристиками должен обладать идеальный автомат: кроме высоких стрелковых качеств, его оружие должно быть удобным и простым. Но, как говорил сам конструктор, «сделать простое иногда во много раз сложнее, чем сложное».
Доработанный автомат АК проявил себя лучше других на испытаниях и был рекомендован к серийному производству. В 1948 году на Ижевском мотозаводе была выпущена первая партия в 1500 стволов. В следующем году «7,62-мм автомат Калашникова образца 1947 года» принят на вооружение, а Михаил Калашников получает Сталинскую премию I степени. Так молодой тридцатилетний сержант обошел маститых ученых в соревновании за основной автомат советской армии. В 1949 году Калашников назначен конструктором Ижмаша, где и продолжил развивать свое изобретение.
Если по кучности стрельбы автомат Калашникова уступал соперникам по конкурсу, то в живучести ему было не отказать. Он продолжал стрелять после замачивания в болотной жиже, падения с высоты на цементный пол, «купания» в песке и воде, заморозки в холодильных камерах. Гениальные конструкторские решения Калашникова обеспечили автомату долгую жизнь, сделав его самым популярным стрелковым оружием в мире. Схема АК-47 отличается высокой оптимизацией и используется конструкторами до сих пор.