В условиях современного российского общества одной из важ нейших для решения становится проблема преодоления правового нигилизма, который можно преодолеть воспитанием уважительного отношения к закону. Для этого нужно принимать качественные зако ны, упрочить законность и правопорядок, обеспечить независимость судов от власти и чиновников. Массовое сознание людей не должно мириться с коррупцией, произволом, то есть таким состоянием правовой системы и обществен ной морали, которую именуют понятием «беззаконие». Основами формирования здорового нравственноправового сознания российс ких граждан является гражданское согласие, социальный мир, повы шение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека. Одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан. Воспитание правосознания находится в органической связи с на чалами нравственности, демократического сознания всех граждан, и 51 связано оно с процессом повышения культуры общества, личности, обретения ею достоинства, свободы и справедливости. В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие идей социальноутопического сознания. Однако актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии и т.д. Очевидно, что такие понятия как законность, демократия, права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью и произво лом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означа ет такой вариант поведения лица, в которых реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением к пра вам, свободам и интересам других людей, общества, государства. Известно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, ценностей в семье, школе, в духовном обще нии. В жизненных обстоятельствах, наблюдениях, размышлениях о нормально протекающих событиях, бытовых и социальных конфлик тах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утвержда ются и правовые представления, взгляды, развиваются чувства моло дых граждан. Воспитание в духе правопорядка и законности не огра ничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой ак тивности личности и в ее правовой культуре. Правовая культура лич ности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к праву, закону, в сознательном соблюдении норм права, в понимании юридической, социальной, ответственности, в неприми римости к правонарушениям, а также в борьбе с ними. Необходимо заметить, что знание гражданами своих прав, свобод, а также обязан ностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. В литературе в теории и методике правового вос питания выделяют тройственную иерархию целей в деятельности, на правленной на формирование комплекса специфических качеств лич ности в правовой сфере жизнедеятельности: первая именуется ближайшей целью, она направлена на форми рование системы правовых знаний; вторая промежуточная цель на формирование правовой убеж денности; и, наконец, третья, конечная цель – на формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения. Можно также сказать, что суть правового воспитания – это форми рование установки личности на согласование своих ожиданий, устрем Философско социологические проблемы общества, науки и образования лений с интересами и ожиданиями всего общества в целом, а также убеж денности в том, что гражданин найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом. Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, которое согла суется с интересами, потребностями и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе. А.А. Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении принципов и норм права, а также в формировании соответ ствующего отношения к праву и практике его реализации, умении ис пользовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности, отсюда – необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убежде ние, в прочную установку строго следовать предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность соблюдать закон»1 . Развитие правового сознания как отдельно взятого гражданина, так и всего общества в целом способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случа ев произвола, а также насилия над личностью. Внесение научнообо снованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в созна ние граждан и борьба с преступностью являются предпосылками ук репления законности и правопорядка, без чего построить гражданское общество и правовое государство не представляется возможным. Особенности российского правосознания могут быть выявлены только посредством конкретных исследований. Такие исследования являются, безусловно, необходимыми: исторический опыт неопровер жимо свидетельствует, что любые политические решения, указы и за коны оказываются неэффективными, если они противоречат культу ре масс, выраженной, в частности, в правосознании. На идеологическом уровне, так же, как и в обыденном сознании, еще не преодолены все предубеждения и стереотипы, мешающие дос таточно полному пониманию роли права, его социального потенциала. В числе таких предубеждений можно назвать представление о праве лишь как о средстве наказания и разрешения конфликтов, отождеств ление права с законом и т.д.
Одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры
11 ноября 202111 ноя 2021
4 мин
В условиях современного российского общества одной из важ нейших для решения становится проблема преодоления правового нигилизма, который можно преодолеть воспитанием уважительного отношения к закону. Для этого нужно принимать качественные зако ны, упрочить законность и правопорядок, обеспечить независимость судов от власти и чиновников. Массовое сознание людей не должно мириться с коррупцией, произволом, то есть таким состоянием правовой системы и обществен ной морали, которую именуют понятием «беззаконие». Основами формирования здорового нравственноправового сознания российс ких граждан является гражданское согласие, социальный мир, повы шение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека. Одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан. Воспитание правосознания находится в органической связи с на чалами нравственности, демократического сознания всех г