Ругаете ребенка за плохие оценки? Расскажу Вам историю из своего опыта работы учителем, которая покажет, что на самом деле - оценки совершенно ничего не значат, а своими переживаниями Вы только убиваете мотивацию ребенка учиться.
Пролог
Дело было в 2019 году, тогда я впервые решил попробовать поработать по специальности и устроился в обычную общеобразовательную школу учителем истории и обществознания. Поставили меня преподавать у параллели 5, 6 и 8 классов, а также части 9 и 10. Конкретно данная история произошла в одном из 5 классов.
Короче говоря, в начале года, когда молодой учитель еще полон сил и энтузиазма, то ему хочется экспериментировать, найти свой собственный стиль. Лично я поставил себе цель сломать все (или хотя бы часть) стереотипов школьников о школе и учителях. Одним из таких устоявшихся мнений стала важность оценок. Многие школьники 5-6 классов прямо говорили, что они ходят в школу, потому что хотят получать знания и хорошие оценки.
Не поймите не правильно, я, безусловно, поддерживаю желание ребенка получать знания. Однако, в этом уравнении нет места оценкам. Зачастую знания и способности учащегося никак не соотносятся с оценками, но практически никто этого не понимает. Но давайте вернемся к теме.
Итак, чтобы сразу обозначить свое отношения к оценкам, то знакомство с каждым классом я начинал со слов о том, чтобы никто не переживал о своих оценках, так как наиболее важный для меня показатель - старание и желание учиться. И, конечно, призывал их сохранить подобное отношение и на других предметах, так как знания позволят получить в будущем гораздо больше, чем похвала учителя (подробнее про пользу знаний и домашнее задание вы можете прочитать здесь).
Завязка
В 5 классе ребенок все еще крайне зависим от своих родителей. А, как мы все знаем, большинство родителей воспринимают оценки как прямой показатель успешности своего чада. Потому и сами дети излишне беспокоятся о том, как их оценит учитель.
Именно в этой параллели я пошел на небольшой эксперимент:
"Каждый из Вас, кто расскажет мне историю 5 богов Древнего Египта, получит 5 пятерок, но если собьетесь, то получите 3 двойки"
Такое задание я им дал. Да, звучит непрофессионально, однако, уверяю вас, цели "затопить" учеников в плохих оценках у меня не было. Главное - дать возможность детям научиться перестать бояться выступлений, пробовать новое и снизить важность оценок в их глазах.
Неудивительно, что из всего класса к следующему уроку подготовили задание лишь пара отличников. Наш герой истории был как раз из таких. Чтобы заранее успокоить ваши страхи, то скажу сразу - ребенок никак не переживал во время выступления и после него. Выступление его было практически безупречным, однако, ему не повезло и он забыл имя одного из богов (насколько я помню, Бога Мудрости Тота).
После этого я, как водится, взял его дневник и поставил три 2. Условия договора нарушать нельзя.
Кульминация
Прошло несколько дней и, казалось бы, эта история ни к чему не привела. Оценки так и остались только в дневнике, уроки шли своим обычным чередом. Несколько раз ученик подходил с желанием исправить оценки, но я сказал, что уговор есть уговор, но он может не переживать за результаты за четверть по моему предмету.
Однако, в какой-то момент ко мне подходит одна из коллег (по совместительству мама того школьника) и начинает (замечу, что в довольно грубой форме) спрашивать на каких основаниях я поставил ее сыну несколько двоек.
Объяснив ситуацию, она немного пришла в себя и мы даже немного посмеялись над этим. Я решил спросить: "А почему же вы сразу не подошли и не уточнили вопрос?".
Развязка
Оказалось, что за те несколько дней у них дома было серьезное разбирательство на счёт этих оценок. Своему ребенку родители устраивали чуть ли не допрос и пытались строить планы по исправлению оценок (переучивали те 5 историй). И она решила лично подойти уже только тогда, когда я не дал возможности их исправить.
На следующем уроке с 5 классом, я все-таки подошел к ученику и объяснил всю ситуацию. Воспринял он её тоже с юмором, но попросил его больше так не пугать (вот это я понимаю взрослый разговор).
После этой ситуации уроки продолжались уже в обычном режиме. Да, на занятиях стало чуть более шумно, но все дети стали чуточку спокойнее за свое будущее на уроках истории.
Эпилог
К чему была эта история? Можно сделать несколько выводов:
1. Каждый учитель ставит оценки абсолютно субъективно. Если в моем случае двигателем стал юмор, то существуют и такие учителя, которые оценивают учеников исходя из своего настроения (если проснулся не с той ноги, то всем двойки, если планеты сложились в нужном порядке - всем "отлично") или каких-то иных, им одних ведомых, причин.
2. Вместо того, чтобы тратить время на исправление оценок, лучше потратить его на то, чтобы помочь ребенку понять предмет.
3. Ребенок не всегда виноват в том, что получил плохую оценку. Иногда причиной этому может стать некомпетентность или неопытность педагога (каюсь)