Многие слышали выражение «Новый Иерусалим», однако люди, живущие не в Москве и не в ближайшем Подмосковье, как правило не всегда знают, о чём речь. Давайте разбираться, что это за Иерусалим в Подмосковье и почему он новый?
Как правило, в обиходе под выражением «Новый Иерусалим» скрываются два объекта, находящиеся рядом, но несущие разную смысловую нагрузку.
Сегодня речь пойдет об истории главного объекта – Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря.
Именно он дал название второму объекту – государственному историко-художественному музею «Новый Иерусалим», и населенному пункту, в котором находится. В досоветское время нынешний город Истра носил название Воскресенск. Но обо всём по порядку.
Идея создания «русской Палестины» принадлежит знаменитому патриарху-реформатору Никону.
Идея заключалась в том, чтобы близ столицы создать образ иерусалимских святых мест, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова, не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.
Задумка была грандиозной, ведь Новый Иерусалим должен был стать духовным центром России и всего православного мира. Обитель была любимейшей из трех основанных Святейшим Патриархом Никоном монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского.
Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня.
А как всё начиналось?
Начиналось всё в далеком 1656 году, во время правления царя Алексея Михайловича. Для постройки обители, основанной патриархом Никоном, вырубили лес на берегу реки и укрепили холм, на котором она должна была расположиться.
Патриарх Никон повелел называть селения и возвышенности вокруг него библейскими именами: гора Сион, Фавор, Елеонский холм. Реку Истру переименовали в Иордан. Появился и Гефсиманский сад, где расположился скит патриарха.
Здесь нужно вспомнить, что роль патриарха в государстве 17 века была чрезвычайно велика. Он мог выступать заступником невинно осужденных, пенять царю за его неправды, судить и миловать людей в духовных вопросах.
Как мы знаем из истории, во время патриаршества Никона случилась знаменитая церковная реформа. Патриарх задумал сравнить обряды и богослужебные обычаи московской церкви с греческими, считая первоисточниками православных истин греческие и старославянские книги (ибо оттуда взяла Русь веру).
Было найдено много расхождений, которые было решено устранить. В результате в православной церкви произошел раскол: на «никонианцев» и «старообрядцев». Однако в это углубляться в статье не буду, это отдельная тема. Именно эта реформа сделала напряженными отношения Никона с царем, в результате чего он сначала удалился в Ново-Иерусалимский монастырь.
На соборе 1666-1667 годов нововведения Никона были одобрены, однако сам патриарх был низложен (за первенство власти патриарха в светской жизни страны) и отправлен на север, где он пребывал сначала в Ферапонтове, а затем Кирилло-Белозерском монастыре (о нём я писала ранее).
На почти 14 лет приостановилось строительство обители.
Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения, а его сын - новый царь Феодор Алексеевич - принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.
Правда до монастыря Никон не доехал, а умер по пути в Москву и был погребен с подобающими почестями в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора 26 августа 1681 года (ст. ст.). В 30-е годы XX столетия гроб Патриарха Никона был вскрыт и местонахождение его останков до настоящего времени неизвестно.
Продолжение строительства
После смерти Царя Федора Алексеевича, при котором все здание Воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось и 18 января 1685 года (ст. ст.) собор был освящен Патриархом Иоакимом.
В царствование императрицы Елизаветы Петровны в 1723 году упало шатровое завершение ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня. А в 1726 году в храме случился пожар, поэтому в 1749-1759 годах он был возобновлен и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам архитектора Растрелли.
Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов. Последующие императоры тоже чтили обитель. К 19 веку относится начало научного изучения истории Нового Иерусалима.
В 19 веке и в начале 20 монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35 000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании Императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу.
После Октябрьской революции монастырь был закрыт, и на его территории в 1920 году был основан музей с одноименным названием, который только в 2014 году переехал в новое здание неподалеку.
Во время Великой Отечественной войны и оккупации Воскресенска (Истры) монастырь был взорван фашистами. На восстановление построек после войны ушли годы. Но Часовня Гроба Господня и распятый на кресте Христос чудом уцелели во время взрыва и пожара.
Монастырская жизнь начала постепенно возрождаться в середине 90-х годов. А в 2011 году началось полномасштабное восстановление всей территории обители.
Сегодня монастырь является жемчужиной Подмосковья, местом паломничества и познавательного туризма.
Продолжение следует. Чтобы не пропустить, подписывайтесь на мой канал и ставьте 👍 статьям, так я пойму, что пишу на интересные вам темы.
#капля россии #подмосковье #новый иерусалим #монастыри россии #русская палестина #истра #путешествия по россии