Найти в Дзене
Игорь Орлов

Является ли религия опиумом для народа? Откуда фраза? 3 полезных функции религии.

Оглавление

Люди, не практикующие духовную жизнь, не изучающую ее закономерности, нередко, уверенно утверждают, что религия является «опиумом для народа».

Откуда взята эта фраза?

Несколько источников.

1. Немецкий поэт и писатель Новалис (настоящее имя - барон Георг Харденберг, 1772 - 1801) говорил о религии, что она есть опиум для народа. Что он имел ввиду? Что религия способна частично смягчать боль социальных язв, неизбежные в любую трудную эпоху. Новалис смотрел на религию в контексте социальных проблем. Но этот контекст не является главным, а производным. Религия рассматривает человека в контексте отношений человек - Бог, в первую очередь, а потом уже человек - общество.

Немецкий поэт и писатель Новалис (барон Георг Фридрих Харденберг) (фото из Яндекс Картинки)
Немецкий поэт и писатель Новалис (барон Георг Фридрих Харденберг) (фото из Яндекс Картинки)

Чарльз Кингсли, англиканский священник, писатель, историк, создатель христианского социализма (фото из Яндекс Картинки)
Чарльз Кингсли, англиканский священник, писатель, историк, создатель христианского социализма (фото из Яндекс Картинки)

2. Схожий смысл этой фразы можно найти в трудах священника англиканской церкви, англичанина Чарльза Кингсли (1819-1875). Кингсли был одним из создателей идей христианского социализма – учения, предполагавшего перестройку общества по принципам христианской морали. «Религия – опиум для народа» в значении слов Кингсли это: «анастезия, успокоительное обезболивающее средство». Кингсли, как и Новалис смотрели на религию в схожем, только лишь социальном,контексте и пришли к схожим выводам. Взгляд этот, как сказано выше - узок.

3. Следующий источник -немецкий философ и экономист Карл Маркс (1818-1883) дал другое, более резкое,звучание этой фразе.

Карл Маркс, немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, лингвист, общественный деятель, историк (фото из Яндекс Картинки)
Карл Маркс, немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, лингвист, общественный деятель, историк (фото из Яндекс Картинки)

В 1843 году Маркс пишет работу: «К критике гегелевской философии права». В ней он достаточно жестко утверждает следующее: религия выражает стремление людей уйти от господства над ними природы и несправедливых законов общества.

Это выражение получило широкий резонанс в европейских странах. Революционно настроенные люди восприняли его как «формулу для действий», а верующие увидели в нем однобокость и разрушительность. Маркс не учел в своей фразе действия Божественных сил в истории человечества и жизни человека, сведя все к социально-экономическим институтам управления тварным или цифровым человечеством.

4. На этот источник опирался и вождь пролетариата Владимир Ульянов (Ленин), который воспринял выражение Маркса еще резче, как корневое основание марксизма.

Владимир Ульянов (Ленин) (1870-1924) (фото из Яндекс Картинки)
Владимир Ульянов (Ленин) (1870-1924) (фото из Яндекс Картинки)

Фраза Ленина звучала так: «Религия — опиум народа».

Ленин объяснял, что религия является средством порабощения народа господствующими классами. Людям эпохи марксизма-ленинизма эту фразу внедрили в глубокие корни подсознания, как единственно верную правду.

5. В те годы, ленинских перемен в стране, И.Ильф и Е.Петров написали свое наиболее известное произведение «12 стульев», где шутливо обыграли эту фразу. В одном из эпизодов мошенник Остап Бендер спрашивает священника отца Федора, запершегося от него в комнате: «Почем опиум для народа?».

Писатели Илья Ильф и Евгений Петров, авторы романа "12 стульев" (фото из Яндекс Картинки)
Писатели Илья Ильф и Евгений Петров, авторы романа "12 стульев" (фото из Яндекс Картинки)

Эта юмористическая фраза, в рамках бытовавшей идеологии марксизма-ленинизма, стала крылатой, а для некоторой категории людей несомненной истиной в последней инстанции. Слухи и идеология для людей часто важнее знаний и попытки докопаться до сути и истины.

Посмотрим глубже, так ли это? Правдива ли эта фраза? И насколько?

После одной из лекций по христианской тематике, проводимых священником и проповедником Александром Менем, такой открытый вопрос прозвучал из зала:

Александр Мень, священник, богослов, писатель, проповедник (фото из Яндекс Картинки)
Александр Мень, священник, богослов, писатель, проповедник (фото из Яндекс Картинки)

«Как Вы относитесь к выражению, что религия — опиум для народа?».

Александр Мень ответил на этот вопрос через призму человеческой глубинной психологии. Он заметил, что опиумом для человека и народа может стать что угодно. Для некоторых людей — это искусство, для других — оккультизм, для третьих еще какая-то область, помогающая им убежать от реальности.

И объяснил это так, что человек, живущий в серых монотонных буднях или трудностях жизни, ищет способы убежать из этой серости и трудностей. Он находит любое подходящее средство убегания (максимизации какой-либо страсти, чтобы сделать жизнь искусственно ярче). Здесь важно не само средство, а психологический механизм убегания от реальности, который толкает на поиск средств его исполнения.

Но этому ли учит религия и в этом ли ее предназначение?

Как религия представляет человека?

Религия видит человека не животным с интеллектом, который работает только на то, чтобы удовлетворить природные потребности: сон, пища и так далее. И не как биоробота, цифрового человека, ресурса социальных матриц и систем, запрограммированного и управляемого социальной идеологией.

Религия видит человека образом и подобием Бога: созидателем, творческим, думающим, милосердным, живым душой человеком, с крупным умом и сознанием.

Она уверенно утверждает, что природа Бога есть в любом человеке, но забита страстями (у каждого в разной степени и выраженности, но у каждого). Ее (Божью природу)надо активировать и высвободить покаянием и правильной духовной жизнью дать ей развитие.

Исцелиться должен человек умом, сердцем, поступью своей, чтобы оживить эту божественную природу в себе, чтобы Бог воскрес и восполнился в нем.

Предмет духовной жизни и религии

Человек обретает здравый земной смысл, учась бытовым вещам в реальных обстоятельствах жизни. И это одно полезное обретение.

Занимаясь сложными логическими и системными задачами, человек растет как интеллектуал и системно мыслящий человек.

Нравственное поумнение и добродетельная чистота обретается человеком позже, в годах мудрости, с опытом отношений с другими людьми, с практическим познанием высших струн своей души, с открытием Бога в своей жизни.

На одной встрече со студентами практической психологии, профессора богословия МДА Осипова Алексея Ильича, он так выделил отличие предмета психологии от предмета религии и духовной жизни.

Осипов Алексей Ильич, профессор богословия МДА (фото из Яндекс Картинки)
Осипов Алексей Ильич, профессор богословия МДА (фото из Яндекс Картинки)

"Психея" — как ее понимали древние греки есть животная душа, которая свойственна животным и человеку, как млекопитающему, тварному существу. И это предмет изучения психологии.

Духовная жизнь и религия обращаются к другой части души, высшей, нетварной, которую греки называли «нус».

Исходя из этого главного предмета религии и духовной жизни — высшей нетварной души, происходят три полезные функции религии.

Три полезные функции религии:

1. Превентивная и развивающая.

Человек понимает, что духовно несовершенен и начинает изучать духовные законы, понимать свои действия через них, пытается понять Промысл Божий в своей жизни, начинает работать над собой и самореализацией в жизни. Это не зависит от хронологического возраста. Вспомним, например, что святой Иоанн Лествичник, как описывали его биографы современники, будучи отроком 16 лет, был духовным умом — тысячелетним. Зависит не от возраста календарного, а от нравственной чистоты души и высших ее устремлений.

Благодаря применению этой функции,человек раскрывает потенциал своего нравственного самосознания и ума, находит и реализует свой смысл жизни. Этому помогают и обстоятельства жизни, и духовная чувствительность, и значимые люди рядом.

2. Лечебная и возрождающая.

Если человек не понимает духовной жизни и не движется в эту сторону заблаговременно и своевременно, закрыт душой и умом ей, то он сталкивается в жизни с проблемами нравственного характера, а, также бессмысленностью и суетой жизнью.

Вроде все есть, а жизнь пуста, нет в ней смысла, благодати, радости. Например, человек может остро переживать кризис среднего возраста. И в этот момент понимает, если бы он задумался об этом раньше (по первой функции), то не переживал бы кризис, а уже реализовался. Но не все потеряно.

Он пересматривает свою жизнь (это и есть правильное покаяние), начинает интенсивно исцеляться от безбожного, страстного и худого,и начинает реализовывать открывшийся ему Богом смысл своей жизни. Примеров в истории этому — пруд пруди. Большинство людей используют именно эту функцию религии: с какого-то возраста понимают, что жили бессмысленно, безбожно, суетливо, пусто. Но есть другая жизнь. Покаяние, переосмысление, сдвиг парадигмы и человек обрел от Бога правильный смысл.

3. Паллиативная.

Если человек упустил все сензитивные периоды для развития и реализации, то наступает пора в жизни, когда страсть и бессмысленность уже стала второй природой и человек глубоко запустил себя. Он далеко убежал от себя и от Бога, заблудился.

И в том, и в другом случае он ищет уже утешения, успокоения. В этом случае, и этой функции, религия очень похожа на паллиативную медицину. Она уже не может исцелить, но может облегчить страдания. И тогда, только в этом случае может быть истинной фраза, что религия есть опиум. Но если использовать две вышеназванные, основные функции - не придется прибегать к этой.

Если же человек нормально и своевременно развивался духовно (параллельно со всеми другими жизненными процессами), то не так остро переживает кризисы в жизни, живет со смыслом, направленно. Он не боится смерти, так как проживя земную жизнь с Богом (которого он чувствовал в своей жизни) и со смыслом от Него, он уверенно готовится прийти в Вечность и там продолжать пребывать с Богом.

Если хотите поделиться по теме статьи — пишите в комментариях.

Понравилось — ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.