Найти в Дзене

Как в России уголь добывали. Машинисты.

Продолжая публикацию статьи «Как в России уголь добывали», представляю вашему вниманию страницы из книги Е. Колодуба «Труд и жизнь горнорабочих на Грушевских антрацитных рудниках» с попыткой сохранения авторского стиля и адаптацией к современному чтению. Разговор пойдёт о старших машинистах и машинистах угольных шахт. Начало материала читайте в статьях «Как в России уголь добывали. Жизнь горнорабочих», «Как в России уголь добывали. Проходка шахты», «Как в России уголь добывали. Запальщик» и других... Е. Колодуб «Труд и жизнь горнорабочих на Грушевских антрацитных рудниках» Старший машинист. В распоряжении старшего машиниста находятся паровые котлы, машины и вся машинная прислуга. От него требуется известная распорядительность и умение сберегать пар, машины, инструменты и материалы. Пар – страшная и опасная сила; поэтому машинист должен всегда помнить, что малейшее упущение, недосмотр или неумелое действие кочегара могут натворить много бед. Все поломки, скорое и неправильное изнашивани
Оглавление
Дверной у вентиляционных дверей пропускает вагонщиков с вагонеткой. (Подземный снимок фотографа В. Лосева, город Александровск-Грушевский.)
Дверной у вентиляционных дверей пропускает вагонщиков с вагонеткой. (Подземный снимок фотографа В. Лосева, город Александровск-Грушевский.)

Продолжая публикацию статьи «Как в России уголь добывали», представляю вашему вниманию страницы из книги Е. Колодуба «Труд и жизнь горнорабочих на Грушевских антрацитных рудниках» с попыткой сохранения авторского стиля и адаптацией к современному чтению.

Разговор пойдёт о старших машинистах и машинистах угольных шахт.

Начало материала читайте в статьях «Как в России уголь добывали. Жизнь горнорабочих», «Как в России уголь добывали. Проходка шахты», «Как в России уголь добывали. Запальщик» и других...

Е. Колодуб «Труд и жизнь горнорабочих на Грушевских антрацитных рудниках»

Старший машинист.

В распоряжении старшего машиниста находятся паровые котлы, машины и вся машинная прислуга. От него требуется известная распорядительность и умение сберегать пар, машины, инструменты и материалы.

Пар – страшная и опасная сила; поэтому машинист должен всегда помнить, что малейшее упущение, недосмотр или неумелое действие кочегара могут натворить много бед.

Все поломки, скорое и неправильное изнашивание машин происходят также от недосмотра и невежества машинной слуги. Опытный и добросовестный рабочий и плохой машиной работает успешно, а неуч может изломать и вполне совершенную машину.

Машинист должен заранее узнать, какие работы предстоят к выполнению и, сообразуясь с наличным составом рабочих, распределить людей по работам, снабдив их нужными инструментами и наставлениями.

Котлы, арматуры котлов и питательные насосы должны осматриваться каждый день, чтобы не было напрасного охлаждения паровых труб, цилиндров и котлов, надо, чтобы все они были хорошо обмазаны.

Машинист должен постоянно справляться у рукоятчиков и насосных, не заметили ли они в машинах каких-либо неисправностей и, не полагаясь всецело на людей, состоящих при машинах, обязан сам осмотреть и прослушать действие машины.

Ввиду установленных законом точных правил по устройству и действию клетей, канатов и подъемных машин, машинист должен вместе со штейгерами и управляющими рудника обсудить те средства и способы, какими можно лучше достигнуть выполнения горных правил по спуску и подъему людей по шахте и по управлению подъемными машинами. Правила, установленные для применения к горному делу котлов, машин и их принадлежностей, напечатаны в особых книжках, которые и выдаются каждому машинисту.

По окончании работ все машины, инструменты и материалы должны быть приведены в порядок и убраны куда следует. Канат углеподъемной машины в праздничный день должен быть смазан, что лежит на обязанности рукоятчиков и стопорных. Надзор же за исполнением этого – на обязанности машиниста.

Машинист-рукоятчик.

Прежде, чем принять дежурство, рукоятчик должен убедиться в исправности машины. Затем, по сигналу стопорного, он пускает машину в действие. Без сигнала рукоятчик не может сделать ни одного движения. Поэтому он должен твердо знать все установленные сигналы.

Когда машины в действии, т.е. производится подъем и спуск людей или груза, все внимание рукоятчика должно быть обращено на движение машины и положение указательных сигналов и канатов. Само собой разумеется, что смотреть по сторонам или разговаривать рукоятчику при исполнении своих обязанностей не дозволяется. Тем более не дозволяется выпускать из рук рукоятки парового аппарата и кулисную.

Некоторые рукоятчики имеют привычку, дав ход подъемной машине, производить смазку ее. Этого отнюдь не должно быть. В каждый момент может произойти что-нибудь в машине или в клетях. И только своевременная остановка или задний ход могут предупредить несчастье.

Увеличить и замедлять ход машины нужно постепенно. Давать же сразу полный ход строго запрещается.

При подъеме клети с грузом машина может делать не более одного оборота в 1 ½ секунды; при спуске же людей – один оборот в 3 секунды. При осмотрах и ремонтах шахты, когда приходится останавливать клети по сигналу на разных глубинах шахты, нужно обязательно тормозить машину всеми тормозами, находящимися в распоряжении рукоятчика.

По окончании смены каждый день нужно чистить машину и внимательно осматривать все гайки, фланцы и аппараты.

Продолжение следует.

Как в России уголь добывали. Жизнь горнорабочих.

Как в России уголь добывали. Проходка шахты.

Как в России уголь добывали. Запальщик.

Как в России уголь добывали. Проходчик шахт. – Бурильщик.

Как в России уголь добывали. Зарубщик.

Как в России уголь добывали. Отбойщик.

Как в России уголь добывали. Тягальщик-саночник.

Как в России уголь добывали. Вагонщик.

Как в России уголь добывали. Откатчики-лошади.

Как в России уголь добывали. Стопорной в шахте.

Как в России уголь добывали. Верхний стопорной.

Как в России уголь добывали. Ходовщики. Разборщик.

Как в России уголь добывали. Воздух в подземных шахтах.

Как в России уголь добывали. Рудничные пожары.

Как в России уголь добывали. Рудничный десятник.

Как в России уголь добывали. Рудничные мастера.