Игры помогают развить навыки правописания, обогащают ребенка новой информацией, улучшают умственную деятельность, внимание и, прежде всего, стимулируют речь.
Обучение орфографии с использованием дидактических игр, направленных на изучение правил орфографии, методов проверки орфограмм, а также развитие способности к орфографической зоркости, значительно облегчает процесс обучения, улучшает навыки чтения, письма и их интерес к урокам русского языка.
Следующие игры можно рассматривать как примеры дидактических игр и упражнений в обучении орфографии:
«Найдите слог с нужной гласной». Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.
Словарные слова, в которых буквы A или O в одних и тех же первых слогах находятся в слабом положении, разбиваются на части, например: ка-бан, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рова, ко-мар, ко-либри. Каждому иг¬року выдаются разрезанные части слов (5—10 слов). Ученик должны быстро и правильно «собрать» эти слова и положить их на стол.
«Бал». В начале игры учащиеся отгадывают загадки о частях слова.
Я-главная часть слова, без меня нет слова.
Но чтобы познакомиться со мной
Нужно подобрать родственные слова. (Корень)
Я связан с корнем и навсегда с ним.
Смысл слова мною изменен, но без корня - никуда.
Они не могут отделить нас с корнем и ничего не вставить между нами. (Приставка)
Я - переменная часть, с другим словом, с которым я поддерживаю связь.
Без меня это было бы чепухой.
Я люблю конец слов.
Вот в чем дело: я регулирую весь язык. (Окончание)
- Выполним задания, предложенные будущими участниками бала.
1. Выберите слова с приставками: принц, прибежал, доиграл, дорога, орешки, поссорился, полевые.
2. Назовите 8 слов с суффиксом – ист.
(Юморист, тракторист, эгоист, хоккеист, волейболист, гандболист, биатлонист.)
3. Угадайте слово: a) угадайте корень такой же, как в слове- дарить, приставка, как в слове - побежал, суффикс, как в слове - дружок (подарок); б) корень такой же, как в слове - садовник, приставка, суффикс как в слове - скользко, окончание - как в слове рыбалка (посадки).
«Лучший капитан»
На доске отмечаются дома: дом Е и дом И. В каком доме живут слова и почему?
Используемые слова: с..ни, вет..р, в..шневые, т_мно, ш..лестел, прибл..жался, обл..гчение.
«Поставь цветы в вазу». В первой вазе – слова с ь, во второй – без мягкого знака. Объясни правописание. В какой вазе больше цветов – слов?
Таким образом, дидактические игры и упражнения следует рассматривать как особый метод обучения русскому языку. Игра на уроке помогает привить детям любовь и интерес к русскому языку, умение осваивать, распознавать, анализировать и классифицировать языковые факты и моделировать языковое поведение в соответствии с коммуникативными задачами. Систематическое использование игровых приемов на уроках русского языка помогает младшим ученикам улучшить орфографические навыки младших учеников и позволяет учителю разнообразить уроки, делая их яркими и эмоциональными.