Во всем мире мы видим значительный рост цен по всему спектру продовольственных и непродовольственных товаров. Данные по инфляции в России, США и Германии в октябре:
- в России: 1,11 % месяц к месяцу (мм, к сентябрю) и 8,13 % год к году (гг) против 0,60% мм и 7,40% гг в сентябре. С начала года цены выросли на 6,49 %. Такая инфляция в октябре последний раз наблюдалась 14 лет назад;
- в США: 0,83% мм, 6,22 % гг. Это всего лишь на 0,07 % ниже многолетнего максимума, зафиксированного в октябре 1990 г;
- в Германии: 4,1 % гг, такие темпы роста находятся на максимумах за последние десятилетия.
При этом центральные банки не спешат ужесточать денежно- кредитную политику (ДКП), т.е. повышать ставки, считая текущий рост инфляции временным.
В своем недавнем выступлении глава ЦБ России Эльвира Набиуллина в части причин роста инфляции указала на следующее:
- заметный рост цен на товары- маркеры (мясо, молоко, овощи), что влияет на инфляционные ожидания людей (грубо говоря - если цены растут сейчас, то люди ждут, что они будут расти и дальше);
- дисбаланс между текущим уровнем спроса и способностью предложения удовлетворить этот спрос. Это происходит из-за ограниченных производственных мощностей, нехватки комплектующих и сырья, узких мест в логистике, недостатка рабочей силы.
Фактически все то, о чем сказала Набиуллина, касается не инфляции спроса (когда у людей на руках становится больше денег, что приводит к росту спроса. В настоящее время нигде в мире существенного роста зарплат нет), а инфляции предложения (когда происходит рост цен за счет роста издержек у производителей, а они эти издержки перекладывают на конечного потребителя). При этом, что важно, растет разница между отпускными ценами производителей (PPI – индекс цен производителей, т.е. оплата производителями сырья, комплектующих и рабочей силы, фактически – цена товара на оптовом рынке) и ценами для конечных потребителей (CPI – индекс цен покупателей, то что платят покупатели за товар на полке магазина). Для Швеции этот разрыв составляет 13,7 %, в США «всего» 2,9 %. В Китае, откуда в Россию идет значительная часть импорта, эта разница составляет уже 12 %.
Пока поставщики товара для конечного потребителя (ритейлеры) верят, что инфляция будет иметь временный характер, они за счет своей прибыли будут пытаться по минимуму перекладывать рост издержек (главная из которых – стоимость реализуемой продукции) на потребителя, чтобы не потерять долю рынка и объемы продаж. В противном случае рост издержек производства будет напрямую транслироваться в цены на полках магазинов. Отсюда потенциал роста инфляции, несмотря на текущие рекордные показатели, еще очень велик.
При этом становится понятным, что в ближайшее время производственные издержки не будут иметь тенденции к уменьшению из-за:
- роста цен на сырье (нефть, газ, уголь, металлы и т.д.);
- отсутствия существенного уменьшения логистических (транспортных) издержек.
Вариантов выхода из этой ситуации всего два:
а) рост цен производителей будет компенсирован ростом производительности труда (увеличением автоматизации и снижением занятости);
б) производственные затраты будут резко перекладываться на потребителей, что вызовет ещё больший рост инфляции.
В перспективе месяцев или 1-2 лет вариант а) нереализуем, так как это потребует значительных капитальных затрат (что также надавит на цены конечной продукции, сделав решившегося на такой шаг производителя неконкурентоспособным), поэтому остается (к сожалению) только вариант б). При условии, разумеется, сохранения текущей мягкой денежно- кредитной политики основных мировых ЦБ.
Что касается России, то так как мы значительно зависим от импорта, то покупая товары за рубежом за валюту, фактически принимаем на себя обесценивание этой валюты, т.е. импортируем инфляцию (в долларе, евро, юане и т.д.). Отсюда рост цен «там» будет с определенным временным лагом транслироваться нам.
СТАВЬТЕ ЛАЙК, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, ОСТАВЛЯЙТЕ СВОЁ МНЕНИЕ. Я ЕГО ПРОЧТУ И ДЛЯ МЕНЯ ОНО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖНО
Подписывайтесь на Telegram- канал https://t.me/SimplEconomics
#инфляция #рост #цены #валюта #импорт