Найти тему

Китаизация Тибета: жизнь людей в оккупированной стране, фото и немного истории

В Тибет всегда было сложно попасть обычному туристу. Но более полувека в составе КНР повлияли на положение дел и сейчас, если не учитывать закрытых границ, приехать в Тибет стало проще.

Можно нанять гида, но тогда маршрут поездки будет заранее продуман властями, как в случае с Северной Кореей – вы увидите только то, что вам разрешат увидеть. Это будет не настоящий Тибет, потому что правительство Китая старается его приукрасить.

Регион делится на 3 исторические области: У-Цанг, Кама и Амдо.
У-Цанг традиционно был центром Тибета, поэтому все усилия Китая по ассимиляции местного населения были направлены туда. Этот район почти весь занят Тибетским автономным районом КНР и без специального разрешения туда приехать не получится.
Зато в Кама и Амдо въезд свободный и здесь ещё можно увидеть традиционную культуру и уклад жизни тибетцев.

Высота 4000 метров, акклиматизация и джетлаг, не хватает кислорода. И от этого всё, что видишь вокруг кажется ещё менее реальным: пейзажи, здания, люди, их речь, одежда, быт. Тибет ещё остаётся очень традиционным и колоритным, но всё же стремительно меняется под влиянием КНР.

Начиная с 9 века Тибет контролировался Монгольской, Китайской и Маньчжурской империями. В 1911 году империя Цин распалась и Тибет стал независимым государством. Китай же старался сохранить свою власть над территориями и в 1951 году его армия установила контроль над Тибетом. С тех пор регион вырос с точки зрения экономики, но утратил традиционный уклад, и продолжает превращаться в китайскую провинцию. Это по-прежнему вызывает недовольство людей и периодически в Тибете возникают протесты и беспорядки.
Одно из первых восстаний в 1959 году закончилось бегством Далай-ламы в Индию, куда бежала и большая часть тибетской диаспоры. Многие жители Тибета перебрались в Китай – сейчас там живёт 6,3 млн тибетцев. А в Тибетском автономной районе лишь 3 млн – туда мигрируют граждане КНР.

15 лет назад больше половины населения Тибета были кочевниками – они жили в палатках и разводили яков.

Сегодня кочевников расселяют в небольшие типовые домики, их дети учатся в городских школах. Условия жизни становятся более комфортными, но при этом страдает традиционный уклад и культура, поголовье яков сокращается, люди остаются без привычного занятия, а земли государство забирает под разработку недр и строительство.

При этом школы нанимают меньше учителей тибетского языка и больший упор делают на преподавание китайского. А в некоторых провинциях стали запрещать отдавать детей учиться в монастыри, хотя для тибетцев это было вековой традицией.

Китайское правительство вкладывает миллиарды долларов в Тибет: здесь строят дома и дороги, налаживают здравоохранение, образование. Но наибольшую выгоду из этого извлекают китайские мигранты, которые развивают здесь бизнес.

Статус Тибета и его включение в состав КНР по сей день вызывает дискуссии и споры.