Найти в Дзене
Путешествия с фотокамерой

Что происходит на капитанском мостике действующего атомного ледокола и как выглядит пункт управления атомными реакторами

Хоть эти суда и называются "ледоколами", но по факту лёд они не ломают, а давят, наваливаясь на льдину всей своей мощью. Атомный ледокол "Ямал" начал свою работу в 1992 году. И сейчас функционирует на проводке судов по Обской губе. Но раньше совершал и рейсы к Северному полюсу. В зависимости от ледовой обстановки, проводимое судно может либо следовать за ледоколом, либо его берут на буксир. И то и другое требует от команды очень слаженной, точной и динамичной работы. Мне удалось побывать в капитанской рубке и в центральной рубке управления атомными реакторами ледокола. Сами моряки говорят, что нет такого льда, который "Ямал" не смог бы пройти. Чаще всего ледокол как бы наплывает на льдину и продавливает её своей массой. Именно поэтому корпус судна немного вытянут. Ещё можно расколоть льдину ударом, но это очень редкий случай, он чаще применяется в каких-то нештатных ситуациях. А какие-то особо сложные участки ледокол может обойти. Именно поэтому, несмотря на всю свою мощь, ледокол п

Хоть эти суда и называются "ледоколами", но по факту лёд они не ломают, а давят, наваливаясь на льдину всей своей мощью.

Атомный ледокол "Ямал" начал свою работу в 1992 году. И сейчас функционирует на проводке судов по Обской губе. Но раньше совершал и рейсы к Северному полюсу. В зависимости от ледовой обстановки, проводимое судно может либо следовать за ледоколом, либо его берут на буксир. И то и другое требует от команды очень слаженной, точной и динамичной работы.

Мне удалось побывать в капитанской рубке и в центральной рубке управления атомными реакторами ледокола.

Сами моряки говорят, что нет такого льда, который "Ямал" не смог бы пройти. Чаще всего ледокол как бы наплывает на льдину и продавливает её своей массой. Именно поэтому корпус судна немного вытянут. Ещё можно расколоть льдину ударом, но это очень редкий случай, он чаще применяется в каких-то нештатных ситуациях.

-2

А какие-то особо сложные участки ледокол может обойти. Именно поэтому, несмотря на всю свою мощь, ледокол почти никогда не идёт по прямой. И выбор оптимального маршрута - тоже отдельная задача.

-3

В ходовой рубке ледокола "Ямал" светло и просторно. И несмотря на огромное количество приборов, для управления ледоколом достаточно трех человек на вахте.

-4

При этом очень многие органы управления задублированы на разных краях рубки. Это сделано для отказоустойчивости и удобства, чтобы не приходилось бегать от одного края рубки к другому.

При движении во льдах судно постоянно "ищет" оптимальный маршрут. При этом данные о состоянии льда чаще всего получают со спутников (раньше ещё использовали вертолёты). Снимки в видимом ИК- или радиолокационном диапазоне позволяют оценить, что творится вокруг ледокола. Проще всего идти по колотому льду, а вот большие ледовые поля лучше обойти стороной.

Корпус ледокола изготовлен из специальной высокопрочной стали АК-28 и дополнительно усилен в области так называемого "ледового пояса". Это область высотой в 5 метров и с толщиной стали 46 мм в тех местах, где ледокол соприкасается со льдом. А по бокам судна находятся цистерны, в которые можно накачивать воду, благодаря чему ледокол может раскачиваться влево-вправо и освобождаться из ледового плена.

Вид из капитанской рубки ледокола "Ямал"
Вид из капитанской рубки ледокола "Ямал"

Мощность атомного ледокола "Ямал" - 75 000 лошадиных сил. Её обеспечивает двухреакторная атомная установка ОК-900А. Атомные реакторы нагревают воду первого контура до 300 градусов. Восемь парогенераторов превращают воду второго контура в пар. А этот пар подаётся на две главные турбины. Турбины вращают электрогенераторы, а они, в свою очередь, питают три электродвигателя гребных винтов. Профит. Ледокол может двигаться.

А в центральном пульте управления ядерными реакторами куча приборов, лампочек и кнопочек. Как говорится, ничего не понятно, но очень интересно. И это с учётом того, что ядерную физику я изучала в институте и в своё время даже стояла над активной зоной учебного ядерного реактора.

При этом одной загрузки ядерного топлива хватает на 5 лет непрерывной работы ледокола без захода в порт. Но так, конечно же, не делают. Слишком тяжело для команды, да и запасы продуктов надо пополнять. Максимум без захода в порт "Ямал" работал 18 месяцев, но при этом менялась команда, а продукты подвозили на других судах.

Кстати, радиационный фон на ледоколе в три раза меньше, чем в Москве.

И сейчас "Ямал" один из 5 действующих в мире атомных ледоколов. Все они принадлежат России.