Воспитание в том виде, в котором его многие представляют, вызывает отторжение и имеет эффект, обратный ожидаемому.
Вот есть некий родитель, бесконечно умудрённый своим жизненным опытом и опытом всех своих знакомых, соседей и сериальных героев, а также знающий в теории обо всём на свете. Восседает родитель на троне своего родительского честолюбия. Подзывает к себе неразумное дитя, показывает взглядом на соседнюю табуретку и молвит: "Сейчас я тебя буду воспитывать".
И начинается длительная назидательная беседа обо всём и ни о чём. Родитель проявляет всё своё красноречие, а ребёнок совсем никак не поддаётся воспитанию и давно отключился, перебирая пальцами крошки от печенья и думая, почему та девочка с рыжими волосами сегодня даже не посмотрела в его сторону и назвала его... Как же она его назвала? Ребёнок хмурится, пытаясь вспомнить, а родитель счастлив: призадумалось чадо над словами авторитетного лица. Ну-ну.
Вы давно встречали идеального взрослого? Лишённого всяческих вредных привычек, никогда не обманывающего и всегда последовательного в своих решениях. Такого, который всегда поступает исключительно благородно, никогда не совершает ошибок и знающих реальную цену всего того, что воспевает?
Я вот его никогда не встречала. Ибо все мы тут являемся учениками. Просто отличаемся стадиями и степенями своего образования. И бывает так, что ребёнок часто перерастает собственного родителя. Просто смотришь иногда и не понимаешь, кто ещё и кого может чему-то там научить....
Правильно говорят, что воспитывать кого-то - бесполезная трата времени. Воспитывать можно себя. И не до семи лет, как принято, а пожизненно. Изо дня в день. Не отвлекаясь ни на минуту. Проделывая внутреннюю работу над ошибками. Анализируя. И делая выводы.
Во как!
А ребёнок, во-первых, будет, так или иначе, родителю подражать. По крайней мере, первые несколько лет. Да и потом, хоть уже и будет периодически с этим бороться и этого стесняться.
Во-вторых, начнёт задавать вопросы. И вот на эти вопросы надо отвечать, задействуя все свои познания и лучшие качества. Это, пожалуй, и есть то самое воспитание, которое мы так жаждем осуществить. Просто контролирует процесс не родитель, а ребёнок. Именно он обращается к нам в тот момент, когда нуждается в нашем родительском слове. И вот это время, эту возможность лучше не упускать.
К тому же, не стоит забывать, что ребёнок видит всё несовершенство родителя, поэтому скрывать что-то и делать важный вид праведника бесполезно.
Лучше наладить нормальные человеческие отношения, где один делится тем, чем владеет. И даёт ненавязчиво ориентиры относительно того, как ещё может быть.
А другой берёт и делает выводы. Примеряет полученные знания на свою собственную жизнь. И, возможно, что-то предлагает в ответ. Да, наши дети тоже нас воспитывают! Можете не сомневаться.
Кстати, процесс воспитания происходит не всегда за столом и сидя на стуле. Он может подкрасться к нам, пока мы моем посуду или варим суп.
Может подкарауливать нас на прогулку в тот момент, когда кто-то пнул дворовую кошку или покормил бродячего пса.
Оно может прилетать к нам зимой вместе с синицами и воробьями.
А может укутываться с нами в плед и слушать чтение добрых книг.
Но для того, чтобы это самое воспитание появилось и проявилось, нужно перестать воспитывать! Вот в чём секрет успеха. Он кроется в самой жизни, а не в искусственных теориях совершенства.