Обзор на предыдущую серию здесь. С первых же минут поклонники книжного оригинала могут ликовать. Серия начинается ровно так же, как рассказ «Предел возможного» и с ходу погружает в ту самую фирменную атмосферу пана Сапковского. Хвала Мелитэле, режиссер вспомнил о первоисточнике.
Итак, заматеревший Геральт вытягивает из норы убитого василиска — если не приглядываться, то чучело сделано неплохо — и видит, что благодарные селяне уже чуть было не поделили его вещи и коня, решив, что рептилия его пришибла. Только заказчик оказался нормальным человеком, но ничего не смог сделать. Зато смог мимо проходивший Борх Три Галки — молодой, кудрявый, обаятельный эпикуреец, с первых минут располагающий к себе и Геральта, и зрителей. Словом, такой, каким его и придумал писатель. В американском «Ведьмаке» вместо Борха действует благообразный дедуля без грамма харизмы.
Борх требует прекратить воровство, а его охрана — воительницы из далекой Зеррикании — демонстрируют товарищам, кто тут сила, а кто деревенские хулиганы. Кстати, Тэя и Вэя действительно выглядят как крепкие боевые девчонки, а не как изнеженные модели, изображающие амазонок на фотосессии.
Потом вся компания отправляется в трактир, где под закуску и выпивку Борх и Геральт философствуют о пределе возможного и борьбе хаоса и порядка. Ведьмак объясняет свои принципы ликвидации чудовищ: устранять только тех монстров, которые непосредственно угрожают людям. Также Геральт говорит, что никогда не брал заказы на драконов.
В ответ на замечание Борха, что драконы опаснее других существ, ведьмак неожиданно произносит целую речь по поводу того, что люди вырубили леса и вытеснили рептилий из привычных мест обитания, поэтому они и нападают на скот. В книге Геральт выражался не столь экспрессивно и не восхищался так явно драконами, но действительно с ними не сражался.
После мельком показанного совместного купания в бадье вся компания едет через Голополье в Хенгфорс и натыкается на заставу, где Геральт встречает своего лучшего друга барда Лютика. Там он узнает об охоте на дракона, который покусился на голопольских овец, был отравлен и скрылся в Пустульских горах. Возглавляет выслеживание рептилии король Недамир, чтобы жениться на княжне из соседней страны и присоединить к себе ее земли.
Так как рассказы экранизированы не по порядку, тем, кто не читал книгу, непонятно откуда Геральт знает Лютика и почему обрадовался ему как родному. Збигнев Замаховский в роли Лютика вполне естественен, хотя книжный бард был явно помоложе актера.
Борх уговаривает Геральта присоединиться к охоте на раненного дракона, чтобы спасти его, но ведьмак отказывается, так как понимает, что это намерение закончится кровопролитием, а поднимать меч на людей ему не хочется. Передумать его заставляет появление давней возлюбленной Йеннифер, которая сопровождает на охоте короля Недамира.
Тут опять же из-за нарушенной хронологии в экранизации не читавшим книг зрителям неясно, почему ведьмак так живо отреагировал на ее присутствие. Ведь в книге к этому моменту они уже успели пожить вместе и расстаться. А драматичная история их знакомства описывается в рассказе «Последнее желание». Здесь вместо него лишь короткий невнятный флешбэк, во время которого чародейка ухаживает за Геральтом. Но в «Последнем желании» их свели вместе иные обстоятельства. Кстати, Лютик почему-то никак не реагирует на Йеннифер, а ведь именно он в свое время стал причиной тесного знакомства ведьмака и чародейки.
Внешне сериальная Йеннифер (Гражина Вольщак) вполне соответствует описанию Сапковского, хотя на мой вкус, она выглядит слегка перезрелой. Но при этом она ведет себя значительно мягче и спокойнее, тогда как Йеннифер в «Пределе возможного» еще более язвительна и взрывоопасна, чем всегда, так как переживает из-за молчаливого ухода Геральта четыре года назад. В сериале же волшебница сама оставила ведьмака и выглядит печальной, виноватой и отстраненной. Хотя героиня и сравнивает себя с осколком льда, глядя на актрису, сложно поверить, что она настолько колючая.
Но даже при всех этих недочетах польская Йеннифер выглядит гораздо убедительнее Йеннифер от Netflix в исполнении Ани Чалотры. Хотя актрису индийского происхождения многие русскоязычные зрители ругали за внешнее несовпадение, на мой взгляд, главная проблема американской Йеннифер в том, что она выглядит слишком наивной и простоватой. Великолепная зараза, которую строит из себя книжная Йен по жизни, у нее не получилась. Не говоря уже о том, что ей приписали еще много отсебятины, но подробнее об этом я расскажу в обзоре на американский сериал.
Впрочем, тут я в любом случае не буду объективной, потому что продолжаю считать, что лучшей Йеннифер стала бы Ева Грин, если бы Netflix не пожалел денег.
К остальным участникам экспедиции серьезных претензий нет — и рубайлы, и краснолюды, и рыцарь Эйк из Денесле, который сражается с чудовищами из идейных соображений, практически не отличаются от книжных. Правда, нет волшебника Доррегарая, защитника природа, всех волшебных существ и сторонника теории равновесия. Некоторые его реплики отданы Геральту, а дискуссия между чародеями отсутствует.
Пока вся компания двигалась по ущелью, на них обрушилась лавина. Как и в книге Геральт спас любимую женщину, а им помог выбраться из пропасти Эйк из Денесле, который хотя и верил в порочность магии и ее носителей, считал своим долгом помочь тем, кто попал в беду. А вот рубайлы просто наблюдали за ситуацией, не желая делить шкуру неубитого дракона и его сокровища. Но в рассказе Геральт на их поведение реагирует более-менее спокойно, а в сериале разозленный ведьмак чуть ли не провоцирует рубайл напасть на него. Пока фанатик Эйк объясняет королю Недамиру, что лавина была наказанием за неподходящих компаньонов — краснолюдов, ведьмака и волшебницы — появляется золотой дракон.
Ох уж этот дракон, в свое время в пух и прах разнесенный зрителями и больше похожий на комичного динозавра с крылышками. Да, он выглядит игрушечным, но его хотя бы можно назвать сказочным. А золотой дракон в рассказе был именно что чудом, легендой, в которую никто не верил. Понятно, что у польских кинематографистов не было возможностей Питера Джексона, поэтому качественно нарисовать золотого дракона не получилось.
Казалось бы исправить этот недостаток должен был новый «Ведьмак». Ведь специалистам Netflix было на кого ориентироваться в 2019 году — например, на потрясающих драконов в «Игре престолов». Но на выходе получилась позолоченная ящерица, отдаленно похожая на ощипанную курицу. Если книжный золотой дракон вызывал восхищение, а польский — добрый смех, то дракон от Netflix просто несимпатичный, в нем нет ничего чарующего.
Итак, наш золотой дракон говорит, что зовут его Виллентретенмерт и что это он устроил лавину, а дальше никто не пройдет. Лютик умоляет не убивать редкое животное, но все тщетно. На поединок дракона вызывает рыцарь Эйк из Денесле, хотя в рассказе Виллентретенмерт первый предложил дуэль с любым желающим. Однако дракон без особых усилий выносит благородного Эйка, после чего Геральт горячо убеждает короля Недамира оставить в покое рептилию и уехать обратно в свой Каингорн. Монарх на удивление легко соглашается, хотя в оригинале он принимает решение без всяких увещеваний со стороны ведьмака, причем из практических соображений, объясняя, что княжна с ее троном и так от него никуда не денутся.
Геральт отказывается участвовать в травле дракона, но Йеннифер готова попытаться ради призрачного шанса исцелить бесплодие. Впрочем, когда доходит до дела, волшебница меняет решение и бросается защищать невесть откуда взявшегося в кадре маленького детеныша той самой отравленной драконицы из Пустульских гор. Невероятно милая игрушка, я бы от такой в детстве не отказалась.
Рубайлы и краснолюды пытаются отнять малыша, и тут в ситуацию вмешивается верный ведьмак, который немедленно демонстрирует весь арсенал умений и делает кошачьи глазки. На помощь приходят зерриканки, а золотой дракон превращается обратно в Борха Три Галки. Он забирает маленького дракончика и объясняет, что тоже своего рода ведьмак только среди монстров, которые чувствуют угрозу со стороны людей. Все прощаются, причем Геральт и Йеннифер уезжают вместе в даль светлую.
Насыщенная и эмоциональная серия, пока что лучшая. Причем на этот раз солирует не Геральт из Ривии, а харизматичный Борх Три Галки в исполнении Анджея Хыры. Актер сделал своего героя главным украшением эпизода.
Если третья серия была на троечку, а две первые с трудом тянули и на двойки, то четвертая честно заслужила четыре с половиной балла из пяти.
#ведьмак #предел возможного #йеннифер #борх три галки #золотой дракон #ведьмак сериал